ВЛАСТЬ - Страница 3

Иисус словами и делами разрушал основания для власти одних над другими, за что и был казнён. Разрушая одно, Он не планировал создать на этом месте нечто подобное. Спаситель постоянно говорил: «Царство Моё не от мира сего», но Его ученики (в особенности апостол Павел) дали обоснование теории божественного происхождения власти (Рим. 13:1–6), опираясь на иудейские представления. Апостолы и Отцы церкви определили и границы власти. Так, слова из книги «Деяния апостолов» (4:19) о том, что Бога надобно слушать более, нежели человека, явились аргументом для христиан, отстаивавших свободу своей нравственно-религиозной жизни. Постепенно эти границы свободы для прихожан всё больше сужались и укреплялись, а границы духовной власти иерархов церкви расширялись, в конце концов, утвердив только за ними право «судить и вязать». Христианство пришло к утверждению того, что изначально отрицало и на чём крепло в общественном сознании. Григорий Богослов (329–389 гг.), Иоанн Златоуст (около 347 – 407 гг.) и Амвросий Медиоланский (около 340 – 397 гг.) ставят власть священства выше светской власти, представляемой императором. Григорий Богослов говорит: «Закон Христа подчинил вас нашей власти и нашему суду, ибо и мы властвуем, и прибавлю: властью высшею и совершеннейшею, нежели ваша». Амвросий Медиоланский писал: «Император не должен никого лишать свободы. Добрые цари любят свободу, нечестивые – рабство». Августин Блаженный (354–430 гг.) в сочинении «О Граде Божием» проводит мысль, что вся история человечества представляет собой развитие двух противоположных обществ или государств: земного, греховного, в котором царствует дьявол, и божественного, повинующегося Богу. Хотя он и рекомендует повиновение земным властям, но указанный взгляд достаточно убедительно рисует необходимость подчинения светской власти, обеспечивающей лишь временное довольство, власти духовной, дающей вечное блаженство. Отношение обеих властей духовные писатели выражали в так называемых теориях двух светил (солнца и луны) или двух мечей (духовного и светского, данных апостолу Петру). Когда в эпоху Константина I Великого (323–337 гг.) христианство приобрело статус государственной религии, в нём от первоначального христианства ничего не осталось, и в вопросе отношения к власти как таковой оно превратилось в свою противоположность: от отрицания власти перешло к её утверждению. Когда стало очевидным, что нет разницы между светской и духовной властью, то ради освобождения христианства от власти выступили защитники светской власти, которыми богат XIV в. (Пётр Дюбуа, Иоанн Парижский, Оккам, Марсилий Падуанский, а также Данте в сочинении «О монархии»). В XV в. в пользу светской власти действуют косвенные проповедники подчинения папы вселенскому Собору, т.к. члены Собора (епископы и прелаты) были обыкновенно зависимы от светской власти. Реформация сильно укрепила светскую власть. Догматик лютеранства Филипп Меланхтон (1497–1560 гг.) говорит, что Священное Писание предписывает не только повиновение властям, но и воздание им чести, т.е. не только внешнего уважения, но и внутреннего расположения мысли. Между кальвинистами явились приверженцы народовластия (Губерт Ланге, Бьюкенен). Если Реформация защищала в том или ином виде светскую власть (монархическую или республиканскую), то иезуиты (в виде реакции против Реформации) снова выдвинули вопрос о преимуществе духовной власти. Наиболее блестяще эту идею выразил Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), мечтавший о всемирной монархии пап. В XVI–XVII вв. обоснование природы власти обособляется от идей добродетели и справедливости (Макиавелли, Гоббс, Харрингтон). Преодолевая доминировавшие в Средневековье сакральные представления о власти, Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) выдвинул идею о светском характере власти, необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях «государь – подданные». В доктрине европейского либерализма (Локк, Гоббс и др.) нашли своё развитие рационалистические взгляды на природу, источники и функции власти. В XVIII–XIX вв. появляется теория взаимодействия социально-экономических и политических форм власти, постулируется зависимость структуры распределения власти от структуры собственности (Поунелл), что приводит к идее экономического обоснования форм власти. Работы Карла Маркса (1818–1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820–1895 гг.) сместили акценты на исследование политической власти, основанной на классовых антагонизмах и определяемой, в конечном счёте, материально-производственными отношениями. Социология власти исследуется в работах Макса Вебера (1864–1920 гг.), который трактует власть как отношения господства и подчинения, основанные на вере в легитимность власти (признание власти управляемыми индивидами), и выделяет три типа её легитимации: традиционный, рациональный и харизматический.

 



 
PR-CY.ru