ВЛАСТЬ - Страница 2

Субъект авторитета даёт советы и рекомендации, которые можно учитывать, а можно игнорировать, что недопустимо в отношении распоряжений субъекта власти. Многие выдающиеся люди (писатели, учёные, художники и т.д.), не имея никакой власти, пользуются большим авторитетом в обществе. Что касается власть имущих, они должны заработать авторитет своими делами, а не обещаниями. По распространённому в человечестве убеждению, политическая власть должна иметь высшую религиозную санкцию. Самое ясное и определённое представление о способе сообщения этой санкции состоит в признании реальной естественной связи между носителями политического верховенства и богами, т.е. в признании действительного происхождения одних от других. Так, в Японии ещё недавно верховный государь (называемый европейцами микадо) признавался прямым потомком (через непрерывный ряд поколений) солнечной богини Аматэрасу. В Китае первоначально было то же самое, но из-за частых династических перемен император мог являться «Сыном Неба» лишь по усыновлению, о котором свидетельствовали фактический успех и молчаливое согласие земли. Властители признавались сынами богов у всех народов, не исключая римлян и греков: божеское происхождение Ромула, возобновлённое (менее искренно) для Юлия Цезаря. У евреев связь властителя с высшей волей устанавливалась через посредство особых боговдохновенных людей – пророков, которые помазывали на царство родоначальников династии. Исследователи затрудняются сказать, где и когда именно впервые секуляризовалась идея государственной власти. Предполагается, что философский почин принадлежал софистам. Согласно Платону, верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам, а по Аристотелю в ней должны (по крайней мере, в принципе) участвовать все свободные граждане. Христианство вернуло государственной власти религиозное значение (на иных основаниях), но вместе с тем осложнило дело созданием независимого общественного целого – церкви со своей собственной верховной властью. На Востоке (в Византии) отношение двух властей фактически определилось так, что особая власть церкви осталась (с VIII в.) в потенциальном, скрытом состоянии, т.к. её представительство (и прежде лишь временное) более не созывалось (см. Вселенские соборы). На Западе самостоятельная духовная власть организовалась в виде постоянной папской монархии, имевшей притязание на абсолютное верховенство и потому неизбежно вступавшей в столкновение с монархией светской. Теоретические взгляды на отношение духовной власти к светской определились в Средние века общими воззрениями на церковь и государство. Освобождение светской власти от духовной, подготовленное королевскими легистами, стало совершившимся фактом к концу Средних веков, было закреплено публицистами и философами XVI, XVII и XVIII вв. В Евангелии нет указаний на свойство и сущность власти, кроме слов Спасителя: «Отдавайте кесарю кесарево». Несмотря на колоссальную христианскую литературу, трудно судить, о чём действительно говорил Основатель христианства. Нам известны Его слова лишь в пересказе других, которые судили о них в меру своей подготовленности и непредвзятости. Не случайно Иисус искал учеников среди рыбаков и мытарей: извлекать выгоду из своих слов не было их профессией. Но даже из того, что нам известно, можно сделать ряд выводов. Во-первых, слова и дела Христа были направлены на утверждение ценности отдельно взятой личности, независимо от её социального положения и национальной принадлежности. Его слова «Я есть Истина» говорят о том, что нет истины вне человека, что человек может быть прав не потому, что он силён, а потому что он – прав. Во-вторых, Его слова были направлены против гнёта социальных стереотипов и тем самым – против власти как таковой. Подтверждением служат слова «Нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного…». Но религиозную санкцию должно иметь не только утверждение власти, но и её отрицание. Чтобы отрицать власть, отрицать её механизмы (традиции, ритуалы, обряды и т.д.), нужно божественное подтверждение своих прав на это. Поэтому Иисус – Сын Божий. Но не более того. Здесь нет никакой мистики, всё это – выдумки богословов. Каждый из нас вправе сказать, что мы – дети Бога. И каждый из нас имеет право на осознание и утверждение уникальности своей личности, право не приносить её в жертву потребностям социума. Спаситель прямо говорит об этом: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Это, если хотите, – либеральные ценности, которые всегда были ненавистны государственникам. Потому что они готовы подчинить всех и вся своим интересам, декларируя заботы обо всех. И хотя в Евангелии нет прямых указаний на свойство и сущность власти, первоначальное христианство было направлено против всякой земной власти, основанной на лицемерии («Горе вам, фарисеи и книжники»).

 



 
PR-CY.ru