Словарь по христианству В ВЛАСТЬ

ВЛАСТЬ

ВЛАСТЬ – специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей; в классических философских концепциях – особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. Власть призвана делать всё для того, чтобы достичь тех целей, которые должны сохранять, но вместе с тем улучшать и изменять объект управления. Понятие власти многогранно и многоаспектно. Оно охватывает отношения, проявляющиеся как на макроуровне (власть государства), так и на микроуровне (власть родителей над детьми). В общем и широком смысле власть – это господство одного над другим (или другими). Оно может принадлежать определённому существу или, во-первых, на основании его абсолютного превосходства перед всеми другими (такова власть Бога); или, во-вторых, на основании относительного преимущества, вытекающего, однако, из естественной необходимости или по закону природы (такова власть родителей над малолетними детьми); или, наконец, в-третьих, на основании относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта (такова власть господина над купленным или взятым в плен невольником). Традиция интерпретации власти в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии «господин – раб» восходит к Платону (около 427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотелю (384–322 гг. до н.э.). Политическая или государственная власть, неизбежно возникающая на определённой ступени развития, принадлежит ко второй из указанных категорий, выражая естественное право общественного целого на подчинение частей. Власть – это биосоциальное явление, её задатки наследуются людьми от природы. Уже в животном мире существует определённая «субординация». Вожак стада обезьян имеет огромную «власть» над всеми остальными обезьянами, и они это хорошо чувствуют. Без такого вожака любое стадо может погибнуть, поскольку потеряет ориентиры и в условиях борьбы за существование не сможет адаптироваться к условиям жизни. Сама природа позаботилась о том, что кому-то из стада животных необходимо иметь «власть», позволяющую в разных ситуациях играть роль вожака. Оказавшись более сильным, вожак подчиняет себе всех остальных. Все люди от природы имеют склонность властвовать над себе подобными. Властолюбие присуще каждому, но у одних оно проявляется сильнее, а у других слабее. Реализация властных задатков зависит исключительно от социальных условий. Например, Наполеон не стал бы императором Франции, если бы Корсика не была присоединена к Франции за три месяца до его рождения и если бы в стране не разразилась революция. Таким образом, власть в обществе – это политический и экономический феномен, описывающий систему господства-подчинения и предполагающий наличие, по меньшей мере, её субъекта (центра и источника власти) и объекта, а также определённое оформление властных отношений (законы). Субъект власти приказывает объекту, а объект подчиняется, поскольку неподчинение влечёт за собой наказание. В качестве субъектов власти выступают государство, политические партии, церковь, индивиды, группы, классы через своих представителей. То же самое касается объекта власти. Субъект и объект власти могут меняться местами. Подчинение субъекту власти предполагает такие формы взаимоотношений, при которых его распоряжения исполняются с необходимостью. При этом субъект власти должен обладать соответствующими властными полномочиями, дающими ему право приказывать объекту власти и требовать от него выполнения приказаний. Власть предполагает контроль над выполнением принятых решений. Невыполнение решения должно иметь следствием наказание, которое может быть уголовным, экономическим, административным и др. Политическая власть представляет собой насилие и принуждение, поэтому вполне естественно, что многие её не любят, презирают и отвергают. Например, анархисты считают, что власть есть зло и от неё надо избавляться любыми способами. Однако власть есть имманентная черта общества, которое не может нормально функционировать без соответствующих властных структур. Люди боятся власти, но вместе с тем, если в обществе берут верх аномальные явления (преступность, воровство, грабежи и т.д.) жалуются на отсутствие власти. Безвластие приводит либо к дезинтеграции всех сторон общественной жизни (и в конечном итоге к её гибели), либо к установлению диктатуры. Власть не тождественна авторитету. Субъект может обладать властью, но не авторитетом, хотя обладание властью не исключает наличия авторитета. Субъект приобретает авторитет постепенно и заслуживает его благодаря своей деятельности, приносящей пользу обществу, коллективу, группе, политической партии, мафии и т.д.

 



 
PR-CY.ru