ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 10

Празднования иконы 26 августа и 23 июня отличались наибольшей торжественностью и календарной устойчивостью. Празднование 21 мая нередко переносилось на другие дни мая и даже начало июня. Большой крестный ход этого праздника с 1668 г. по указу государя стал Малым. В 1722 г. по указу Синода был упразднён, потом его восстановили, но ходили уже не в монастырь, а в церковь в честь Владимирской иконы (1691–1692 гг.), в Китай-город, у новых Никольских ворот. Праздник 15 сентября просуществовал относительно недолго. В Уставе московского Успенского собора начала XVII в. крестный ход этого дня назван Большим, ходили в Басманную слободу, к деревянной церкви в честь Владимирской иконы, построенной на месте проводов владимирских икон в 1520 г. В 1668 г. крестный ход 15 сентября определён как «меньшой» (в 1679 г. он был упразднён). В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 августа совпал с днём Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с Владимирской иконой и другими чтимыми иконами Божьей Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти три иконы были отправлены во Владимир. Там Владимирскую икону ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем её вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда – в освобождённую столицу. В ознаменование победы 1 декабря 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город. Владимирскую икону несли в сопровождении чтимых икон Богоматери – Иверской, Грузинской, «Утоли моя печали». 26 мая 1883 г., в день освящения храма Христа Спасителя, Владимирская икона возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму. В 1918 г. служба Владимирской иконе была использована епископом Афанасием (Сахаровым) при создании им новой службы всем святым, в земле Российской просиявшим. Им же была составлена новая иконография этого праздника с изображением Владимирской иконы в Успенском соборе Московского Кремля, осеняющим сонм русских святых; икону в 1920–1930 гг. написала монахиня Иулиания (Соколова). В декабре 1918 г. Владимирская икона была взята из закрытого для богослужения Успенского собора на реставрацию, законченную в апреле 1919 г. С 1926 по 1930 гг. она находилась в Государственном историческом музее (ГИМ), затем была передана в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ). Почитание иконы как чудотворной святыни возобновилось в 1990 гг. В один из тяжёлых периодов новейшей истории, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 октября 1993 г. Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г. отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы, 26 августа из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершён торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский монастырь, куда из ГТГ икону принесли на поклонение. В эти годы шла дискуссия о передаче Владимирской иконы из ГТГ в ГММК – на место ее исторического пребывания, в Успенский собор Московского Кремля. После освящения в 1996 г. церкви Николая в Толмачах при ГТГ Владимирскую икону периодически приносили туда на поклонение (с 1999 г. она находится там постоянно). Первые изображения Владимирской иконы появились в лицевом Радзивиловском списке конца XV в. Владимирской летописи. Три миниатюры иллюстрируют события, связанные с Владимирской иконой. Первая относится к статье 1155 г., повествующей о принесении иконы из Царьграда, украшении её золотым окладом и поставлении во владимирском Успенском соборе. На миниатюре изображена икона типа «Умиление» на трёхчастной ручке-подставке; ей предстоят князь с боярами (слева) и два клирика с книгами в руках (справа). Вторая миниатюра сопровождает статью 1164 г. о победоносном походе князя Андрея на волжских булгар. Изображение Владимирской иконы здесь ещё более условное: лики Богоматери и Младенца Христа не соприкасаются; иконе молятся князь с боярами и воины. На третьей миниатюре показано явление князю Всеволоду Юрьевичу и его дружине Владимирской иконы вместе с «градом» Владимиром на воздухе у Суздаля (икона напоминает изображение на первой миниатюре). В обобщённых, условных рисунках переданы лишь основные особенности чудотворной Владимирской иконы. В 1570 гг. были созданы миниатюры к «Повести на сретение Владимирской иконы» в Лицевом летописном своде. Их выполнили иконописцы «макарьевской» мастерской Кремля. 115 миниатюр подробно иллюстрируют основные эпизоды повести. Изображения Владимирской иконы здесь более точные, но (как и на миниатюрах Радзивиловской летописи) левая рука Богоматери низко опущена, что отражает иконографию Владимирской иконы до её поновления в 1514 г. (а также её списков XV в.). На одних миниатюрах поля иконы выделены красной рамкой, на других – рамка отсутствует (исследователи полагают, что это связано с работой разных мастеров). На некоторых миниатюрах показана ткань-пелена, подвешенная к нижнему краю иконы.

 



 
PR-CY.ru