ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 8

В ст. «О всенародном благонадежном молении пред образом Богоматери» вновь рассказывается о написании Владимирской иконы апостолом Лукой и обещании благодати новопросвещенной Русской земле; вспоминаются явления Богоматери на Руси в других чудотворных иконах. В Книге степенной царского родословия (как и в летописных сводах того времени) история России трактуется в единстве с историей Владимирской иконы, знаменующей преемственность духовной роли Москвы от Царьграда, Киева и Владимира. Владимирская икона появляется в пятой степени (княжение Юрия Владимировича Долгорукого), в седьмой главе («О чюдотворнем образе Пречистыя Богородица икона Владимерския»). Первоначальная история иконы излагается в соответствии с идеей становления Московского царства. Принесение иконы из Царьграда приписывается основателю московского «скипетродержания» – великому князю Юрию «Пирогощею купцом» (значение киевской Пирогощей церкви забыто как неактуальное). После краткого рассказа о чудесах иконы в Вышгороде сообщается о её перенесении во Владимир, а затем в Москву. В шестой степени (княжение Всеволода Георгиевича) Владимирской иконе посвящена 12-я глава («О принесении чюдотворнаго образа Богоматере, зовомыи же Владимерская…»). В титле 1 повторяется рассказ о принесении иконы из Царьграда; в следующих девяти титлах (2–10) описаны вышгородские чудеса иконы, её перенесение во Владимир и два чуда из сказания XII в. Далее следует «Чюдо о Боголюбове»; в титле 11 – возведение во Владимире церкви Успения и поставление в ней иконы; в титле 12 – о победе князя Андрея над болгарами и царя Мануила над сарацинами. В 12-й степени (княжение великого князя Дмитрия Иоанновича); в 16-й главе рассказывается о том, как возникла идея принесения иконы в Москву в 1395 г.: Бог открыл свою волю великой княгине Евдокии по её сугубым молитвам «советом и повелением» её сына великого князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана. В 13-й степени (в 24-й главе) помещена названная выше «Повесть на сретение…». В 16-й степени (княжение великого князя Василия Иоанновича) исторические события изложены в тесной взаимосвязи с новыми чудесами Владимирской иконы. В 17-й степени (царствование великого князя Иоанна Васильевича) новым чудесам иконы посвящена девятая глава («О страшных и сугубейших пожарах и блаженном Василии…»). Литературное переложение Повести о Темир-Аксаке из Книги степенной царского родословия с дополнениями из Пролога 1685 г. помещено в августовской Минее Дмитрия Ростовского. В описании изложенного в сказании XII в. чуда троекратного схождения Владимирской иконы со своего места в храме Вышгорода отражена идея составителей сказания о перенесении иконы в Северо-Восточную Русь по желанию Пресвятой Богородицы. Это чудо свидетельствует также о том, что икона была выносной (запрестольной, с изначальным изображением на другой стороне). В Вышгороде у иконы ещё не было имени. Князь Андрей не знал о её чудесах. Прославление образа, совершавшего чудеса на пути из Киева, началось во Владимире по инициативе князя Андрея и клира Успенского собора, пришедшего с князем из Вышгорода. Существует предположение, что Владимирская икона была списком с чтимой константинопольской иконы из базилики при императорском дворце во Влахернах. О.Е. Этингоф полагает, что её прославление на Руси было связано с почитанием Влахернской иконы Божией Матери (типа «Умиление») и культом влахернских Богородичных реликвий. Согласно летописям и сказанию XII в., во Владимире икону носили в крестных ходах и омывали святой водой, получавшей целительную силу, что (как предполагает О.Е. Этингоф) также связано с «ритуалами Влахернского святилища», где в «часовне источника» была мраморная статуя Богоматери, «из рук которой истекала вода». Омовение чудотворных икон, восходящее к чину омовения святых мощей и Нерукотворного образа Спасителя в Великий пост, на Руси XII в., как полагают исследователи, было соединено с чином малого освящения воды. Омовение Владимирской иконы заключалось в обтирании её золотого оклада губкой, смоченной святой водой. Почитание Владимирской иконы соотносилось и с почитанием главной Богородичной иконы Константинополя – «Одигитрии». Исследователи говорят, что в источниках XII в. нет сведений о празднествах, в которых участвовала Владимирская икона. В XII–XIII вв. руссский праздник 1 августа, представлявший соединение празднований Происхождению (изнесению) Честных Древ Животворящего Креста и Всемилостивому Спасу с Пречистой Его Матерью (служба содержится в прологах рубежа XIV–XV вв.), возможно, отмечался во Владимире «молебным пением», подобным греческой литии и литании: «хождением» со святынями, сопровождаемым пением псалмов, тропарей и т.п. Исследователи не исключают, что князь Андрей Боголюбский, претендовавший на получение самостоятельной митрополии, мог установить праздник 1 августа во Владимире, аналогичный константинопольскому торжеству в Великой церкви, что уподобило бы Владимир Константинополю, а самого князя – императору Мануилу I Комнину (1143–1180 гг.). Главной Богородичной святыней этого празднества была Владимирская икона, участие которой в чине водоосвящения подтверждается сказанием XII в.

 



 
PR-CY.ru