ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

Четвёртое – исцеление «болезновавшей родами» супруги князя Андрея: в день праздника Успения Пресвятой Богородицы икону омыли водой, выпив которой княгиня благополучно родила сына Юрия. Пятое – спасение омовением водой от Владимирской иконы младенца «от чародейства в яйце». Шестое – исцеление страдавшей болезнью сердца «некой жены» из Мурома целебной водой от Владимирской иконы. Седьмое – исцеление в Славятином монастыре в Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) ослепшей игуменьи Марии. Её брат, воевода князя Андрея Борис Жидиславич, умолил попа Лазаря дать святой воды от иконы, чтобы послать в Переяславль; Мария выпила воды, помазала ею очи и в тот же день прозрела. Восьмое (названо в сказании «новым») связано с исцелением женщины по имени Евфимия, семь лет страдавшей от болезни сердца. Услышав от священника Лазаря о чудодейственной силе воды от Владимирской иконы, Евфимия послала с ним во Владимир к иконе драгоценные украшения, «усирязи» (серьги) и «рясы златые», и попросила принести целебной воды, испив которой она выздоровела. Девятое – исцеление тверской боярыни, трое суток «болящей дитятем» и находившейся при смерти. По совету священника Лазаря она дала обет «святой Богородице Владимирской» и благополучно родила сына. Выполняя свое «обещание», боярыня послала к Владимирской иконе свои «златые косы и усерязи». Десятое чудо связано со спасением 12 человек, погребённых под упавшими Золотыми воротами проездной башни Владимира. По молитве князя Андрея перед Владимирской иконой люди остались живы. Чудеса, описанные в сказании (так же как и летописные записи) свидетельствуют о том, что в XII в. Владимирская икона была покровительницей, прежде всего, жителей Владимира, святыней князя Андрея и его приближённых. Древнейшее сказание о чудесах Владимирской иконы, явившееся образцом для последующих сказаний о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы, сохранилось в нескольких списках в сборниках разного состава и в Минеях Четьях, датируемых второй половиной XV – серединой XVII в. О событиях 1395 г. рассказывает повесть (сказание, слово) о чудесном спасении Москвы заступничеством Богоматери «чудотворныя ради Ея иконы Владимирской» («Повесть о Темир-Аксаке»). Согласно повести, великий князь Василий в поисках защиты от нападения Темир-Аксака, послал во Владимир за Владимирской иконой как за главной чудотворной иконой Руси. Из владимирского Успенского собора икону унесли в праздник Успения Богородицы (15 августа), а 26 августа её близ Москвы встречали крестным ходом митрополит Киприан со «всем клиросом и причтом церковным», с князьями и народом. В тот же день Темир-Аксак повернул войска и ушёл в свою землю. В списках повести впервые появилось сказание о написании Владимирской иконы евангелистом Лукой, возникшее благодаря её сопоставлению с главной константинопольской чудотворной иконой письма апостола Луки – «Одигитрией», а также рассказано о повелении великого князя Василия устроить на месте встречи Владимирской иконы монастырь и установить празднование иконе 26 августа. Повесть сохранилась почти в 200 списках XV–XIX вв. Списки исследователи разделяют на несколько редакций: первоначальную датируют от конца XIV до середины XV в. По мнению И.Л. Жучковой, краткий летописный рассказ создан между 1408 и 1446 гг. (основные редакции и расширенные варианты повести относятся к 1470–1480 гг.). В.П. Гребенюк выделил как основные Митрополичью и Княжескую редакции, полагая, что первоначальная (Митрополичья), составленная между 1402 и 1408 гг., содержалась в Троицкой летописи (Княжеская редакция возникла не позднее 1412 г.). Б.М. Клосс утверждает, что повесть о Темир-Аксаке была написана Епифанием Премудрым для Троицкой летописи (1412–1414 гг.), сохранилась в Типографской летописи (Ростовский свод 1489 г.) и в составе различных сборников. Новая (первая, сокращённая) редакция повести («Слово о чюдеси…») составлена Пахомием Логофетом для Московского свода 1477 г. (источник Свода 1479 г. и Ермолинской летописи) на основе Троицкой летописи (в заглавии впервые сообщается, что Владимирскую икону написал евангелист Лука). Вторая Пахомиевская редакция (вариант повести Епифания Премудрого, дополненный извлечениями из повести о нашествии персидского царя Хоздроя (Хосроя) на Царьград) создана между 1477 и 1480 гг. (получила наибольшее распространение в списках; в неё включено сказание о написании Владимирской иконы апостолом Лукой). Эта редакция повести вошла в списки Великих Четьих Миней митрополита Макария (древнейший список – Минея Четья (Софийская) на август, вторая половина 1530 гг.). Особый вариант повести был составлен для Никоновской летописи (конец 1520 – начало 1530 гг.); в нём появился эпизод о явлении Темир-Аксаку в «страшном сне» Пресвятой Богородицы с воинством и святителями (использован в последующих летописях). В середине XVI в. возникла Проложная редакция повести (в основе – сокращённый список второй Пахомиевской редакции) для чтения в Прологе под 26 августа.

 



 
PR-CY.ru