Словарь по христианству В ВЛАДИМИР, Богоявленский Василий Никифорович

ВЛАДИМИР, Богоявленский Василий Никифорович

ВЛАДИМИР, Богоявленский Василий Никифорович (1848–1918 гг.) – священномученик, митрополит Киевский и Галицкий, видный церковный и общественный деятель, участник монархических съездов и совещаний, покровитель черносотенных организаций. Родился в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, также принявшего в конце жизни мученический венец. Окончил Тамбовское Духовное училище, Тамбовскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию (1874 г.) со степенью кандидата богословия, был назначен в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя гомилетики, литургики и пастырского богословия, преподавал в родной семинарии в 1874–1882 гг. В 1882 г. рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Покровской соборной церкви в г. Козлов. В 1883–1886 гг. благочинный церквей города. После смерти жены и малолетнего ребёнка 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с именем Владимир, назначен настоятелем Троицкого монастыря в Тамбовской губернии с возведением в сан архимандрита. Через несколько месяцев переведён настоятелем Антониева монастыря в Новгород, а 3 июня 1888 г. хиротонисан во епископа Старорусского и стал викарием Петербургской епархии. В 1891 г. получил назначение на самостоятельную кафедру епископа Самарского и Ставропольского, а в 1892 г. сначала был возведён в сан архиепископа, а затем назначен на ответственную Грузинскую кафедру, шесть лет служил архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии со званием члена Святейшего синода. Большое внимание на новом поприще придавал духовному просвещению разноплеменного православного населения Кавказского края, устройству новых школ и храмов. В 1897 г. избран почётным членом Казанской Духовной академии. В 1898 г. возведён в сан митрополита и назначен правящим архиереем в Москву, сразу расположив к себе москвичей простотой в обращении. Он стремился, чтобы московские священники как можно ближе стояли к народу, чаще совершали богослужения и активнее проповедовали. В целях усиления и оживления пастырской деятельности московского духовенства архиерей стал открывать новые вакансии при столичных приходах и назначать новых священников. Его трудами в Лиховом пер. был построен Епархиальный дом (в дальнейшем – место проведения многих монархических собраний). Дом был освящён в декабре 1902 г., при нём били церковь во имя Равноапостольного Владимира, музей и обширная библиотека (на 12 тыс. томов). Владыка подписал постановление Синода об открытии мощей преподобного Серафима Саровского, св. Питирима Тамбовского и св. Иоасафа Белгородского. Особое внимание он уделял распространению христианского нравственного учения в рабочем классе, среди которого пытались распространять свои идеи социалисты, был одним из инициаторов создания «Комиссии по организации чтений для фабрично-заводских рабочих», которую возглавлял викарий Московской епархии епископ Можайский Парфений (Левицкий). К чтениям и беседам с рабочими были привлечены лучшие умственные силы Москвы, в их числе немало будущих видных правых деятелей (Л.А. Тихомиров, В.А. Грингмут, Б.В. Лазаревский и др.). Митрополит Владимир сам принимал участие в чтениях для московских рабочих, обращался к ним со словом христианского наставления. Он не только печатал многие свои речи, но и переводил с иностранных языков лучшие литературные произведения по вопросам, касающимся социализма. Однако, несмотря на любовь простых москвичей, владыке объявила настоящую войну весьма активная группа так называемого «прогрессивного» духовенства. Один из его представителей, влиятельный московский протоиерей Н.П. Розанов впоследствии свидетельствовал, что значительная часть московских священников «в политическом отношении была настроена для того времени очень либерально и принадлежала неофициально к партии “народной свободы” (кадеты)». Для них даже октябристы были недостаточно передовыми. Центром московского церковного либерализма было Общество любителей духовного просвещения. В тяжёлые для России времена октября 1905 г. владыка распорядился прочитать во всех московских храмах составленное им при участии епископа Никона (Рождественского) «Слово» «Что нам делать в эти тревожные наши дни?»

 



 
PR-CY.ru