ВИФЛЕЕМ - Страница 7

Зал разделен на двенадцать травей с крестовыми сводами, опирающимися на четыре колонны розового известняка (вторичное использование) с коринфскими капителями. Их базы стоят на скале, на несколько метров ниже окружающей скальной поверхности, т.е. весь зал помещён в искусственной вырубке. С юга от базилики располагались, возможно, и епископская резиденция, а также греческий девичий монастырь и латинская больница для паломников. В ближайших окрестностях Вифлеема рассеян ряд важных памятников христианской археологии, часть которых также связана с почитанием события Рождества Христова. Прежде всего, это Рамат-Рахель – холм Рахили (1 км от Пещеры Рождества), упоминаемый во II в. римским историком III в. Юстином как место Рождества. Раскопки показали, что до изгнания Адрианом евреев этот район был кладбищем маленькой деревушки, с начала III в. его использовала также еврейская община Иерусалима, а позже Х легион использовал погребальные склепы как цистерны, построив здесь баню; в конце III в. в Рамат-Рахель появились жилые здания. Другое место, почитавшееся в связи с Рождеством в окрестностях Вифлеема в V–VI вв., – так называемая Кафизма (кресло, трон), на котором, согласно преданию, передаваемому Феодосием (начало VI в.), сидела Богородица во время отдыха на пути в Вифлеем. В 451–458 гг. вокруг этого места был построен монастырь, остатки его главного храма, купольного октагона с обходной галереей и встроенными в неё внешними капеллами, открыты в 1992 г. примерно на половине пути между Иерусалимом и Вифлеемом. Храм с прекрасно сохранившимися мозаичными полами представляет важное звено в развитии византийской архитектуры и иконографии. Вблизи Вифлеема расположены и другие памятники христианской археологии, связанные с историей Рождества: дворец-крепость царя Ирода, а также современный Бейт-Сахур (или Поле Пастырей), где в 1970 гг. при раскопках под руководством В. Дзафериса обнаружены хорошо сохранившиеся остатки нескольких сменявших друг друга храмов с мозаичными полами и колоннами, восходящие к IV–VII вв., а также некрополи византийского времени с богатым инвентарём. С развитием традиции благочестивых паломничеств в Вифлееме было организовано производство евлогий (с VI в. стеклянные ампулы, коробочки для реликвий и авории, с XVI в. – изделия из коралла, перламутра и дерева оливы), существующее и в настоящее время. Эль-Атн, площадью 7955 кв. м, расположенный недалеко от ул. Молочной пещеры. Улица разделяет его на два отдельных неравных участка, каждый из которых обнесён высокой каменной оградой; приобретён архимандритом Антонием (Капустиным) в 1880 гг. по поручению и на средства графини М.В. Орловой-Давыдовой (за 33 тыс. франков). В 1894 г., после кончины архимандрита Антонина, участок по воле владелицы был передан Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО) и записан на имя помощника председателя общества М.П. Степанова. 23 февраля 1899 г. переведён на имя председателя ИППО великого князя Сергея Александровича, что было подтверждено сенед-тугралы (т.е. закрепляющей грамотой султана) от 9 июня 1899 г. 15 ноября 1900 г. ИППО была открыта в Вифлееме начальная школа для арабских православных детей. Педагогический персонал составляли четыре учительницы, две из России, две – выпускницы женской учительской семинарии в Бейт-Джале, созданной русскими педагогами в 1890 г. Русская школа в Вифлееме (как и другие сто школ ИППО в Палестине и Сирии) существовала до начала Первой мировой войны. В 1950 гг. эмигрировавшими представителями ИППО участок был продан Православному благотворительному обществу (Orthodox Charity Society) при православной общине г. Вифлеема. В июне 1997 г., во время паломничества в Святую землю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1990–2008 гг.) в связи с празднованием 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, по решению Палестинской Национальной Администрации земля возвращена Русской православной церкви (Московского патриархата). В настоящее время на средства Русской Духовной Миссии в Иерусалиме на участке воздвигнут паломнический дом.



 
PR-CY.ru