ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856–1910 гг.) – русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1880–1884 гг.) у Павла Петровича Чистякова (1832–1919 гг.). Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции Александра Андреевича Иванова (1806–1858 гг.) и Николая Николаевича Ге (1831–1894 гг.), Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца XIX – начала XX вв. стремление решить эти вопросы приводило его, стоявшего в стороне от общественной борьбы своей эпохи и не видевшего реальных путей преодоления острых противоречий буржуазной действительности, к мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной жизни человека. Это придаёт творчеству Врубеля, как и творчеству ряда других русских художников конца XIX – начала XX вв., субъективные, индивидуалистические, а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества. Врубель обращался к романтике Средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля характерные черты стиля «модерн». Это особенно свойственно некоторым панно (например, триптих «Фауст» для дома Алексея Викуловича Морозова (1857–1934 гг.) в Москве, 1856 г., Третьяковская галерея; «Утро», 1897 г., Русский музей, Ленинград). Однако творчество Врубеля гораздо шире и символизма, и стиля «модерн». Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в его произведениях мира человеческих чувств и мира природы («Пан», 1899 г., «К ночи», 1900 г., «Сирень», 1900 г., – все в Третьяковской галерее). В 1884–1889 гг. Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в том числе композицию над хорами «Сошествие святого духа», масло, 1884 г.) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора, в том числе четыре варианта композиции «Надгробный плач» (все акварель, графитный карандаш, Киевский музей русского искусства), портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра» (1888 г., там же). В поисках большей духовности, монументальности и пластической выразительности произведений Врубель обращается к опыту классического искусства. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной манере Врубеля, живописца и рисовальщика, творчески преломились декоративность и обострённая экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и эмоциональные цветовые сочетания становятся основными в творчестве Врубеля (окончательно его манера сложилась в начале 1890 гг.). Своеобразие его творчества во многом определяется пластическими средствами выражения тревожного и драматического восприятия мира. Характерное для Врубеля противоречие между мечтой о художественном преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке и буржуазной действительностью, которая не давала ему возможности средствами своего искусства утверждать гуманистические идеалы, впервые проявилось в киевском периоде (его величественные монументальные замыслы не были осуществлены: он выполнял лишь панно для буржуазных особняков).

 



 
PR-CY.ru