ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО - Страница 2

Что касается материальной стороны существования Карпаччо, то его жизнь, как полагают исследователи, была «обставлена» очень неплохо. Мастер никогда не оставался без заказов: даже тогда, когда на небосклоне Венеции уже в полную силу светила яркая звезда Тициана, для Карпаччо всё равно находилась работа. Его «постоянными клиентами» были религиозные общества или (как их тогда называли) «братства» Венеции – скуолы. Три известнейших его цикла были написаны именно для них. Первый из них («История святой Урсулы») был заказан ему в 1488 г. представителями Скуола ди Сант-Орсола, второй (единственный, по сию пору находящийся на своём «исконном месте») заказала ему Скуола ди Сан-Джорджо в 1502 г. И, наконец, третий («Историю святого Стефана») он написал в 1511–1520 гг. по просьбе Скуола ди Сан-Стефано, объединявшей венецианцев-шерстяников. Кроме того, Карпаччо вместе с Джентиле Беллини и другими живописцами участвовал в создании цикла «История реликвии» и регулярно «подрабатывал» во Дворце Дожей, что тоже обеспечивало неплохой доход (впервые он участвовал в его украшении в 1501 г.). Все эти заказы давали ему возможность жить если не роскошно, то, во всяком случае, безбедно. Венеция любила Карпаччо (хотя, может, и не так баловала, как Тициана), и он платил ей взаимностью. Во многих его работах есть венецианские улицы и дома, с любовной точностью перенесённые на холст. Исследователи говорят, что никто не изображал свой родной город, его пейзаж, обитателей, обычаи так близко к натуре, подробно, влюблённо и поэтично, как Карпаччо в цикле «Жизнь святой Урсулы», состоящем из девяти больших картин, а также в других циклах, посвящённых «житиям святых». Особенно показательно в этом отношении «Чудо с реликвией», где перед нами предстаёт захватывающая дух панорама города. А написанный художником уже в преклонном возрасте «Лев святого Марка» – это одновременно и гимн Венеции, и признание ей в своих нежных чувствах. В картинах Карпаччо и перламутрово-зеленоватые небеса и воды Венеции, корабли в лагуне, каналы, мосты и лодки с гондольерами, живописные толпы горожан на берегу, несомненно, его современников. Не чувствуется противоречия между этой современной средой и чудесными событиями – сама реальная Венеция выглядела достаточно фантастично. Здесь можно разглядеть многие жанровые, житейские подробности, вроде писца, прилежно пишущего за конторкой, склонив голову на бок, или маленького уличного музыканта. Композиция «Сновидение святой Урсулы» изображает, видимо, с полной достоверностью типичную комнату ренессансного жилого дома, с решётками на окнах, с изящными вазами на подоконнике, с кроватью под высоким балдахином на тонких столбиках, с беленькой собачкой на ковре. Но кажется чем-то вполне естественным, что в уютную горницу, в атмосферу утреннего сна тихой поступью входит ангел. Многим, кто знакомится с венецианской живописью, произведения раннего венецианского Ренессанса нравятся даже больше, чем прославленные полотна Тициана, Паоло Веронезе (1528–1588 гг.) и Якопо Тинторетто (1518–1594 гг.). О семье Карпаччо сказать что-либо определённое исследователям сложно. То, что он был женат, не вызывает у них сомнения, поскольку известно, что два его (законных) сына (Пьетро и Бенедетто) также стали художниками. Однако ни того, из какого рода происходила его жена (исследователи лишь предполагают, что она была дочерью одного из венецианских живописцев – «внутрицеховые» браки в Венеции совершались чаще, чем какие-либо другие), ни даты бракосочетания художника не известны. Непонятно также, пережила ли она своего мужа, или он остался вдовцом. Более того, исследователи не могут даже установить точную дату смерти самого Карпаччо. Последнее документальное упоминание о нём относится к 28 октября 1525 г., а 26 июня 1526 г. го сын Пьетро написал письмо, из которого ясно, что в это время Витторе Карпаччо уже не было в живых. В самые поздние годы он, очевидно, работал очень мало, а после 1520 г. не создал ни одной значительной картины. Последнее, что он сделал, – украсил росписью створки органа в Каподистрии (эта работа была выполнена в 1523 г.). «Сон святой Урсулы» исследователи называют шедевром. С точки зрения «развития событий», картина не занимает важного места в цикле, посвящённом жизни этой святой. Здесь ничего не происходит. В маленькой опочивальне, пронизанной первыми лучами утреннего солнца, тихо спит молодая девушка. В полуоткрытую дверь входит маленький ангел. Он не нарушает спокойствия этой композиции, лишь делает её ещё более просветлённой. Исследователи полагают, что некоторые детали для «Сна святой Урсулы» Карпаччо позаимствовал из «Святого Иеронима в келье» (около 1476 г.) Антонелло да Мессина (около 1429/1431 – 1479 гг.). В ту пору эта картина находилась в частном венецианском собрании, и Карпаччо, несомненно, мог её видеть. Очевидно, что именно из «Святого Иеронима в келье» в «Сон святой Урсулы» «пришли» большие вазы с растениями, домашние туфли на переднем плане и, наконец, сдвоенное окно в центре стены. Но вовсе не заимствованные детали (хотя они тоже важны) определяют звучание шедевра Карпаччо.

 



 
PR-CY.ru