Словарь по христианству В ВИНЬОЛА

ВИНЬОЛА

ВИНЬОЛА (1507–1573 гг.) – итальянский архитектор и теоретик искусства, мастер маньеристического направления в ренессансном зодчестве (настоящее имя и фамилия Якопо да Бароцци). Родился в Виньоле (итальянская область Эмилия-Романья), умер в Риме, первоначально получал художественное образование и работал как живописец в Болонье. В 1534 г. приехал в Рим, где изучал архитектуру у Бальдассаре Перуцци (1481–1536 гг.) и Антонио да Сангалло Младшего (1485–1546 гг.), а также зарисовывал античные древности для иллюстраций к предполагавшемуся изданию трактата римского архитектора и механика Марка Витрувия (I в. до н.э.). В 1541–1543 гг. Виньола работал в Париже и Фонтенбло, в 1543–1546 гг. – в Болонье, затем снова в Риме, где состоял на службе папы Юлия III (1550–1555 гг.), а после его смерти – преимущественно на службе семейства Фарнезе. Был секретарём Витрувианской академии в Риме. Среди важнейших его произведений исследователи называют виллу Джулия (совместно с Бартоломео Амманати и Джорджо Вазари; 1550–1555 гг.), церковь Сант Андреа на виа Фламиниа (1554 г.), два малых купола на соборе св. Петра, где Виньола был помощником Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.), а после его смерти руководил постройкой, внешний фасад Порта дель Пополо (1561 г.; все в Риме), достройка грандиозного пятиугольного дворца Фарнезе в Капрароле близ Витербо (1558–1573 гг.). Он руководил также сооружением Палаццо Фарнезе в Пьяченце (по проекту Ф. Пачотти; с 1558 г.; не закончено). Исследователи отмечают, что традиция ренессансной классики в остроумных пространственно-декоративных эффектах работ Виньолы (таков, к примеру, овал, впервые введённый в композицию церковного здания в куполе храма Сант Андреа) переходит в маньеризм, предвосхищающий приёмы барокко. Это в особенности характерно для наиболее известной его работы, римской церкви Иль Джезу, главного храма иезуитского ордена (с 1568 г.; окончен после его смерти Джамбаттистой делла Портой в 1584 г.). Зрительно увеличив внутреннее пространство за счёт динамичной композиции центрального (и единственного) нефа, «прирастающего» боковыми капеллами, Виньола создал тут модель архитектурной иллюзии, вызвавшую массу барочных подражаний. Написал «Правило пяти ордеров архитектуры» (изданное в 1562 г.), где классическая система ордеров, с одной стороны, превращена в строгую догму, но с другой – изложена столь чётко и последовательно, что этот трактат до сих пор служит прекрасным учебным пособием.

 
PR-CY.ru