Словарь по христианству В ВИТАЛИЙ, Гречулевич Василий Васильевич

ВИТАЛИЙ, Гречулевич Василий Васильевич

ВИТАЛИЙ, Гречулевич Василий Васильевич (1822–1885 гг.) – епископ, деятель церковного просвещения, проповедник, экзегет. Родился в Подольской губернии в семье священника. После окончания Санкт-Петербургской духовной академии (1847 г.) стал законоучителем. В 1849 г. принял сан священника. Преподавательскую работу Гречулевич совмещал с литературной деятельностью. Писал преимущественно на библейские (новозаветные) темы. В 1860 г. основал журнал «Странник» (просуществовавший до 1917 г.). Этот церковный орган сыграл большую роль в деле религиозного и богословского просвещения в России. В 1879 г. был хиротонисан во епископа Острожского с именем Виталий, а в 1882 назначен епископом Могилёвским и Мстиславским. В сане епископа Виталий продолжал писать и заботиться о народном образовании (им было основано несколько школ). Его проповеди неоднократно переиздавались. Смелым новшеством Виталия было произнесение и печатание проповедей на украинском языке, хотя в то время это не поощрялось. Его литературная деятельность совпала с периодом, когда Священное Писание всё больше стало проникать в народ. В 1863 г. вышло русское издание Нового Завета, а в 1876 г. и вся русская Библия, что вызвало острую потребность в надёжных комментариях, чтобы предотвратить неверное и произвольное понимание Слова Божьего. Этой трудной задаче и отвечали книги Виталия. Важнейшая из них – «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке» (ч. 1–2, СПб., 1859–1866). Ещё Августин Блаженный обратил внимание на библейские противоречия и хронологические расхождения у евангелистов. В решении этого вопроса библейская наука пошла по двум направлениям. Одни авторы подчёркивали независимость различных евангельских традиций, а также составной характер евангельских повествований (такой подход подкреплял преимущесвенно позиции отрицательной критики). Другие авторы пытались вслед за Августином согласовать расхождения в Евангелиях. Виталий избрал средний путь. Он признавал факт не строго хронологического построения Евангелий. Виталий писал: «В повествованиях св. евангелистов нередко рассказываются одни после других, и даже, по-видимому, в непрерывной связи по времени такие события, которые совершались не непосредственно одно после другого, так что в промежутке их протекло довольно времени и произошло ещё многое другое, как открывается из снесения одного Евангелия с другими. Это-то снесение, или сравнение св. Евангелий между собою, и показывает, как надобно понимать выражения, употребляемые св. евангелистами при означении времени изображаемых ими событий: «тогда», «в те дни», «после сего», «по совершении сего» и проч. Эти выражения не всегда означают у них ближайшее преемство событий, но часто – одну связь между ними или просто последовательность их через неопределенное время». В то же время он показывал, что разноречия евангелистов в какой-то степени можно примирить, если учитывать цели и намерения каждого из них. Они не были летописцами и не стремились описать все факты, а только те, которые были ими избраны. Отмечал Виталий и относительно свободное размещение в Евангелиях речений Христа. Так, говоря о Нагорной проповеди, он выдвинул предположение, что евангелист Матфей, «кроме изложения того, что собственно было при настоящем случае произнесено, хотел совместить здесь, в соответствие и пояснение сказанному, всю сущность нравственного учения, хотя в разных местах и в разное время преподаваемого». К «Подробному сравнительному обзору Четвероевангелия» примыкает труд Виталия «Изложение Евангельской истории по руководству Подробного сравнительного обзора Четвероевангелия» (СПб., 1861). Исследователи отмечают, что хронологической реконструкцией Виталия пользовался Лев Николаевич Толстой при составлении своего «Соединения и перевода четырёх Евангелий». В конце 1870 гг. Виталий принял участие в научно-богословской дискуссии по вопросу о дате Тайной Вечери и Распятия (он присоединился к мнению тех, кто считал Вечерю пасхальной, хотя она падала на четверг). Виталий объяснял это гипотезой об обычае бедняков вкушать пасхальную трапезу в день предпразднества (того же мнения придерживались  и другие авторы).

 
PR-CY.ru