ВИЛЬФРИД Йоркский

ВИЛЬФРИД Йоркский (около 634–709 гг.) – епископ, миссионер и сторонник приоритета духовной власти над светской, проповедник христианства среди фризов и в Суссексе, первый известный англосакс, который вёл проповедническую деятельность среди фризов. Сын нортумбрийского тэна (знатного королевского дружинника), он воспитывался в монастыре Линдисфарн. Будучи неудовлетворён практикой религиозной жизни кельтской церкви, покинул Линдисфарн и учился в Кентербери, а в 653 г. вместе с будущим основателем аббатства Вермут (Уирмут) Бенедиктом Бископом (628–690 гг.) отправился на учёбу в Рим. На обратном пути провёл три года в Лионе, где ещё раньше принял постриг, а после возвращения в Англию по приглашению короля Альфрита стал аббатом в Рипоне, ввёл там континентальный (как полагают исследователи, бенедиктинский) устав и римский обряд. На Соборе в Уитби (664 г.) благодаря его красноречию римская партия одержала победу в споре по вопросу исчисления Пасхи. Вскоре король Альфрит назначил Вильфрида епископом Йорка. Тот, не желая принимать сан из рук кельтских епископов, которых считал схизматиками, отправился в Компьень и был там рукоположен во епископа Йоркского двенадцатью франкскими епископами. После того, как присланный папой в качестве епископа Кентерберийского Теодор из Тарса (668–690 гг.), вопреки правилам, разделил в 678 г. громоздкую Йоркскую епархию Вильфрида на четыре части (по другим источникам, на три), тот покинул Англию, чтобы обратиться с жалобой к Риму. Враги Вильфрида желали убить его, поэтому он выбрал маршрут через Фрисландию, чтобы сбить их со следа. Его тепло принял король Альдигсл, и Вильфрид провёл там, проповедуя Евангелие, сначала зиму 678 г., а потом и следующее лето. Его усилиями в Англии были введены римский обряд и римский церковный устав. В пользу его учения в глазах язычников сыграло серьёзную роль то обстоятельство, что его прибытие было ознаменовано небывалым уловом рыбы. Тот год, вообще, выдался необычайно урожайным, и это касалось всех видов продукции. Всё это люди приписали славе Бога, которого проповедовал Вильфрид. Его проповедь была принята, и в тот год он крестил всю (за несколькими исключениями) верхушку фризов, и ещё тысячи простого люда. Собор в Риме (680 г.) вынес решение в пользу Вильфрида, но после возвращения в Британию его по приказу короля Эгфрита, преемника Альфрита, взяли под стражу. Франкский князь Эброин (майордом короля Нейстрии Теодерика) был подкуплен врагами Вильфрида, которые хотели погубить его. Он послал Альдгислу письмо, обещая бушель золотых за Вильфрида, живого или мёртвого. Король прочитал послание вслух в присутствии всех, включая самого Вильфрида и посланников. После этого он разорвал послание и сжёг, сказав, что пусть Бог уничтожит тех, кто нарушает свои клятвы. Вильфрида освободили лишь с тем условием, что он покинет королевство Нортумбрия. Тот удалился в королевство Суссекс, где успешно проповедовал среди язычников (681–686 гг.). Урегулировав противоречия с Кентерберийским архиепископом Теодором, Вильфрид с 686 по 691 гг. занимал епископскую кафедру в Йорке. Однако в 691 г. между ним и новым нортумбрийским королём Альфритом (Альдфритом), братом Эгфрита, вспыхнули споры по поводу статуса и доходов Рипона. Созванный следующим Кентерберийским  архиепископом Бритвальдом (около 650 – 731 гг.) собор в Остерфилде (703 г.) постановил, чтобы Вильфрид оставил кафедру в Йорке. Несмотря на то, что его очередные жалобы были полностью удовлетворены Римом, Вильфрид, встретив сильную оппозицию со стороны светской власти и Кентербери, согласился оставить пост, довольствовавшись саном епископа Хексемского. Последние годы он провёл в Рипоне, где и похоронен. Согласно исследователям, Вильфрид смог установить более тесные контакты между Римом и Британией и внедрить в практику англосаксонской церкви римскую форму литургии и бенедиктинский устав. Первое житие Вильфрида написано его учеником Эдди-Стефаном Рипонским, в X в. было создано стихотворное житие, а столетие спустя Эдмер составил новое, ныне наиболее распространённое житие Вильфрида и его бревиарий. В X в., во время пребывания Йоркского епископа Освальда (925–992 гг.) в Рипоне, мощи Вильфрида были перенесены с южного крыла алтаря монастырского собора в северное. Память отмечается западной церковью 12 октября; день перенесения мощей празднуется отдельно – 24 апреля. Часть мощей в 940 г. была перенесена в церковь Христа в Кентербери.

 
PR-CY.ru