Словарь по христианству В ВИЛЛИБАЛЬД

ВИЛЛИБАЛЬД

ВИЛЛИБАЛЬД (около 700 – 787 гг.) – святой католической церкви (память 7 июля), брат святого Вуннибальда и святой Вальпурги. Происходил из англосаксонского знатного рода и являлся родственником святого Бонифация (Винфрида). С пяти до двадцати лет в качестве послушника жил в монастыре Уолтем (современный Бишопс-Уолтем в Гэмпшире). В 720 г. вместе с отцом и братом покинул родину. Стремление найти идеал монашеской жизни привело Виллибальда к решению совершить паломничество в основные христианские центры: Рим, Константинополь и Иерусалим. После достижения 20-летнего возраста он отправился в Рим вместе с отцом и братом, где прожил до 723 г., ведя монашеский образ жизни. В 723–727 гг. Виллибальд совершил паломничество в Святую землю, а затем – в Константинополь (727–729 гг.). Осенью 729 г. он прибыл в монастырь Монте-Кассино, где провёл десять лет, достигнув должности декана. Во время поездки в Рим (739 г.) Виллибальд по настоянию папы Григория III (731–741 гг.) примкнул к миссии Бонифация. Исследователи предполагают, что именно благодаря ему Бонифаций и его сподвижники познакомились с уставом родоначальника западного монашества Бенедикта Нурсийского (около 480 – 547 гг.). В 740 г. Виллибальд был посвящён Бонифацием во пресвитера, а затем (в 741 г.) во епископа Эйхштедтского. В историографии остаётся дискуссионным вопрос, где Бонифаций намеревался разместить новую кафедру Виллибальда: в Айхштедте или Эрфурте (видимо, в 741 г. в Эрфурте, а после 745 г. – в Айхштедте). В Айхштедте Виллибальд основал монастырь, в котором по примеру Монте-Кассино был введён бенедиктинский устав. В соответствии с ирландской традицией существования епископов при монастырях он называл себя «епископом монастыря Айхштедт» («episcopus de monasterii Achistadi»), и в источниках IX–X вв. Айхштедт фигурировал как общежительный монастырь («coenobium»), не будучи ни разу названным епископской кафедрой («episcopium»). Таким образом, исследователи полагают, что если Виллибальд был рукоположен во епископа Эрфурта, то его деятельность в Айхштедте представляется не связанной с планами Бонифация. Став епископом, он был вынужден заботиться о просвещении и катехизации местного населения, о подготовке новых кадров. Айхштедтский монастырь был и школой для будущих священников Баварии, т.к. во многом напоминал обители Бонифация и его последователей. Вместе с Вуннибальдом Виллибальд основал монастырь Хайденхайм (752 г.), с женским и мужским общинами, и Зольнхофене (754 г.), которые наряду с Айхштедтом стали центрами миссионерской деятельности во Франконии, в Баварии и Швабии. Виллибальд участвовал в Consilium Germanicum (742/743 гг.) и в Соборе в Аттиньи (762 г.). В июне 778 г. он продиктовал своей родственнице монахине монастыря Хайденхайм Хугебурке воспоминания о путешествии на Восток и последующем пребывании в Монте-Кассино. Этот рассказ, впоследствии названный «Hodoeporicon» («Путевые заметки»), лёг в основу четырёх житий Виллибальда: два анонимных конца IX – X и XI вв. («Vita Willibaldi»); одно написано аббатом Хайденхаймом Адельбертом (около 1150 г.), и другое – «Vita Willibaldi» написано епископом Айхштедтским Филиппом (ум. в 1322г.); в этом сочинении помещены собственные заметки Виллибальда о его путешествии в Палестину. Виллибальд особенно почитается в Баварии. Его мощи, хранящиеся в реликварии кафедрального собора Айхштетта, несколько раз переносились (в 989, 1256, 1269, 1745 гг.). См. Вуннибальд.

 
PR-CY.ru