Словарь по христианству В ВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

ВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

ВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ – монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Старом городе Вильнюса, Виленской епархии. Монастырские стены вплотную примыкают к римо-католическому костёлу святой Терезы. После казни в 1347 г. мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в дубовой роще на окраине Вильны (где казнили преступников) эта земля стала чтиться православными. Через два года христиане, пользуясь покровительством второй жены великого князя Литовского Ольгерда (1340–1377 гг.), Иулиании, выпросили себе для молитвы горку – место казни святых, где была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Её престол, по преданию, расположился на месте дуба, на котором пострадали за исповедание Пресвятой Троицы Виленские мученики. В эту церковь перенесли и их обнаруженные нетленными чудотворные мощи. На 1585 г. эта церковь являлась храмом православного Троицкого монастыря, при котором в то время возникло, а к 1588 г. окончательно оформилось братство Живоначальной Троицы для сохранения православия. Знаменательным событием в жизни братства явился приезд в Вильну в июле 1588 г. Константинопольского патриарха Иеремии II (1572–1579, 1580–1584, 1587–1595 гг.), который утвердил «сие угодное Богу Братство» и выдал ему грамоту, в которой предписывал иметь в братском доме школу для преподавания греческого, латинского и русского языков, а также типографию для печатания книг Священного Писания. Многие состоятельные члены Братства дарили Братству дома и угодья, что давало возможность приглашать в школу лучших в Западном крае учителей и построить собственный храм. К концу 1594 г. стали появляться тревожные слухи о подготовке унии с римо-католицизмом и вести об измене православию некоторых иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства забили тревогу (особенно ревностный школьный проповедник Стефан Зизаний, который раскрывал тайные замыслы инициаторов унии). В 1596 г. Зизаний был «отлучён от церкви» епископами, вставшими на путь унии. На Брестском соборе того года все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против унии. Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей (1541–1613 гг.) распорядился опечатать храм и «вразумить» православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту православия, развив широкую издательскую деятельность. Исследователи находят примечательным составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея «Гармония» сочинение «Антиграфы». В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 г. Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию, и было вынуждено перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 г. Сюда же были перенесены остатки братского имущества и типография. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) «Фринос» послужил поводом для её закрытия, а работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин Карпович (в монашестве Леонтий), ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Исследователи полагают, что православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов возник сразу после этих печальных событий – около 1609 г. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввёл в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII в. монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семён Азарич и многие другие. Когда положение православной церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII в. в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возросло. Во время Русско-Польской войны 1654–1667 гг. Вильну на время заняли русские, и в монастыре был похоронен князь Мышецкий, руководивший сопротивлением польской осаде. Когда в 1661 г. город вновь заняли поляки Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа. Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы. Во время страшного пожара в 1749 г. Свято-Духов монастырь сгорел полностью, за исключением маленькой девичьей церкви. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6 тыс. рублей.

 



 
PR-CY.ru