ВИКТОРИН Петавийский - Страница 3

Вслед за Тертуллианом Викторин Петавский говорит, что Бог сотворил этот огромный мир для украшения Своего величия («in ornamento majestatis suae»). Тем не менее, мир творится так, чтобы он был полезен для человека. Бог сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день освятил Своё творение благословением, так что всё небесное и земное было образовано в семь дней. Викторин Петавский лишь кратко останавливается на событиях первого дня творения и говорит, что вначале Бог сотворил свет, который Он разделил на 12 часов дня и ночи для того, чтобы труд и отдых людей поочередно сменяли друг друга. Эти 12 часов дня и ночи задают отсчёт месяцам, годам, временам и векам. Сообразно этим часам были установлены и 12 ангелов дня и 12 ангелов ночи, которые суть 24 «свидетеля дней и ночей» («testes dierum et noctium») – 24 «старца» («seniores»), сидящие перед престолом Божьим, которые так называются потому, что они старше всех остальных ангелов и людей, сотворённых в шестой день. От первого дня Викторин Петавский, минуя второй и третий, переходит к четвёртому, в который были сотворены два небесных светила для управления днём и ночью и для указания времён. Согласно Викторину Петавскому, число «4» («tetras» – «четверица») символизирует четыре элемента, четыре времени года; кроме того, четырёх таинственных животных, стоящих перед престолом Божьим, четыре Евангелия, четыре реки рая, четыре поколения людей от Адама до Иисуса Христа (Адам – Ной – Авраам – Моисей – Иисус Христос), четвёртый день недели (среду), в который Господь был взят под стражу. В пятый и шестой дни земля и вода по повелению Творца произвели живые существа. Кроме того, в шестой день Бог по Своему образу и подобию сотворил человека, «господина всех вещей» («dominum omnium rerum»). Ещё прежде человека Бог сотворил ангелов и архангелов, «полагая духовное прежде земного» («spiritalia terrenis anteponens»). Он не сделал этого раньше, чем было завершено всё остальное творение, во-первых, для того, чтобы кто-нибудь не подумал, что ангелы были помощниками Бога в творении, а во-вторых, потому, что все вещи были «приуготовлением царства» («praeparatio regni») для человека, на что указывает и само название шестого дня ( от греч. – «пятница», букв. – «приготовление»). Возможно также, что Викторин Петавский в свете своего хилиазма понимает это царство как будущее «тысячелетнее царство» Христово, которое наступит по прошествии шестого (подготовительного) тысячелетия. Седьмой день, в который Бог почил от дел Своих, также, согласно Викторину Петавскому, имеет символическое значение. Семь дней отражают структуру неба и земли; с их помощью Господь обозначил каждый из семи тысячелетних периодов мировой истории («singula millia annorum»), поскольку пред очами Господа тысяча лет, как один день (Пс. 89:5), и, по пророчеству Захарии, у Господа «семь очей» (Зах. 4:10), в которых утверждены эти семь тысяч лет. День седьмой означает «истинную субботу» («verum sabbatum»), т.е. седьмую тысячу лет, когда Христос будет царствовать со своими избранными. Согласно Викторину Петавскому, семи дням творения соответствуют семь небес, утверждённые Словом Господним и получившие силу от духа уст Его (Пс. 32:6). Этим семи дням соответствуют семь духов, почивших на Христе: дух премудрости, разума, совета, силы, ведения, благочестия и страха Божьего (Исх. 11:2–3). Семь духов означают семь творческих энергий Бога Слова («Deus Verbum»), проявленных в творении: Он называется Премудростью, поскольку сотворил свет, Разумением – поскольку сотворил небо, Советом – поскольку сотворил землю и море, Силой – поскольку сотворил солнце, луну и остальные светила, Ведением – поскольку повелел земле и морю произвести свои порождения, Благочестием – поскольку сотворил человека, Страхом Божьим – поскольку благословил и освятил его. Кроме того, число «7» означает «семь рогов и семь очей Агнца» (Откр. 5:6); семь огненных светильников, горящих перед престолом, которые суть семь духов Божьих (Откр. 4:5); семь золотых светильников (Откр. 1:12); семь агнцев (Лев. 23:18); семь женщин (Исх. 4:1); семь церквей, к которым писал апостол Павел; семь диаконов (Деян. 6:3); семь ангелов и семь труб (Откр. 8:2); семь печатей (Откр. 5:1); семь недель Пятидесятницы, семь седмин (Дан. 9:25); семь столбов дома Премудрости (Притч. 9:1) и т.д. Используя символику числа «7», Викторин Петавский излагает и свою концепцию Священной истории, в которой спасительные деяния Божьи во Христе символически связываются с событиями творения мира и падения первых людей. Таким образом, он раскрывает смысл событий евангельской истории как предпринятого Богом восстановления падшего Адама («ut Adam illum... reformaverit») и спасения всего тварного мира («atque universae suae creaturae subveniret»).

 



 
PR-CY.ru