ВИКТОРИН Петавийский

ВИКТОРИН Петавийский (230–303/304 гг.) – епископ, латинский экзегет. Умер мученической смертью во время гонений императора Диоклетиана (284–305 гг.); память 2 ноября. По свидетельству западного Отца церкви Иеронима Стридонского (около 342 – 420 гг.), Викторин Петавийский был епископом г. Петавия (Петовиона, современный Птуй, Словения) в Великой Паннонии (он называет его «наш Викторин Петавский» как своего соотечественника). В своём списке «знаменитых мужей» Иероним помещает его после епископа Анатолия Лаодикийского (ум. после 282 г.) и до Памфила Кесарийского (ум. в 309/310 г.), однако в некоторых письмах – после священномученика Киприана Карфагенского (около 200 – 258 г.) и до Лактанция (около 250 – около 325 гг.). Амброзиастер (условное имя, данное в XVI в. автору «Толкования на 13 посланий апостола Павла») ставит Викторина Петавского после апологета Тертуллиана (155/165 – 220/240 гг.) и до Киприана. Точное время епископства Викторина Петавского исследователям неизвестно. Обычно считается, что он принял мученический венец в 303 или 304 г. во время гонений императора Диоклетиана, однако некоторые исследователи склонны относить его мученичество к гонениям Нумерана в Иллирике (283–284 гг.). По свидетельству Иеронима, Викторин Петавский знал греческий язык гораздо лучше, чем латынь, что может указывать на его восточное (т.е. греческое) происхождение. Согласно исследователям, Викторин Петавский не получил достаточного образования в латинской словесности, хотя имел глубокие познания и стремление к образованию, поэтому его сочинения при всей их глубокомысленности написаны достаточно грубым стилем. Свидетельство римского писателя и учёного Флавия Магна Аврелия Кассиодора (около 487 – около 578 гг.), что до принятия епископства Викторин Петавский был ритором, исследователи считают, скорее всего, ошибочным, происходящим от отождествления его с известным римским ритором, философом и богословом Викторином Марием (между 281 и 291 – после 363 гг.). Список сочинений Викторина Петавского, который приводит Иероним, включает толкования на Книгу Бытие, Исход, Левит, Книги пророков Исаии, Иезекииля, Аввакума, Книгу Екклесиаста, Книгу Песни Песней, Евангелие от Матфея, Откровение, а также сочинение «Против всех ересей» (Иероним подчёркивает неполноту этого списка, добавляя «и многие другие»). До настоящего времени из его сочинений дошли «Толкование на Откровение» и «Трактат о сотворении мира». Кроме этого, с разной степенью вероятности Викторину Петавскому приписывают ещё ряд сочинений: каталог 32 ересей, присоединённый к трактату Тертуллиана «О прескрипции» (который иногда отождествляют с упомянутым Иеронимом сочинением Викторина Петавского «Против всех ересей»), гомилию «О десяти девах», «Фрагменты толкований неизвестного хилиаста на Евангелие от Матфея», а также трактат «О природе» (авторство которого ранее присваивалось Викторину Марию), трактат о евангельской хронологии и некоторые другие. Преобладание библейских комментариев среди сочинений Викторина Петавского даёт исследователям основание считать его первым латинским экзегетом. Насколько можно исследователям судить по его «Толкованию на Откровение» и некоторым замечаниям Иеронима, в интерпретации Священного Писания Викторин Петавский пользовался преимущественно аллегорическим методом. Например, в словах Екклесиаста: «Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь» (Еккл. 4:13) Викторин Петавский вслед за греческим теологом Оригеном (около 185 – около 254 гг.) видел образное указание на Христа и дьявола, в образе шести крыл двух серафимов (Исх. 6:2) – указание на 12 апостолов. Однако этим его экзегетический метод не ограничивался. Викторина Петавского интересовали и вопросы истории. Исследователям известно, что в своём толковании на Евангелие от Матфея он рассматривал проблему братьев Иисуса, доказывая, что они не были детьми Марии. На экзегезу Викторина Петавского большое влияние оказали сочинения мученика-антипапы Ипполита Римского (около 170 – около 235 гг.) и особенно Оригена. В свою очередь, ему принадлежит заслуга распространения их влияния на последующую латинскую экзегетическую традицию: епископа Пиктавийского Илария (около 315 – 367 гг.), епископа Медиоланского Амвросия (около 340 – 397 гг.), Руфина Аквилейского (около 345 – 410 гг.), Иеронима. «Толкование на Откровение» было написано Викторином Петавским после 260 г. Оно дошло до нас в нескольких редакциях. Исследователи сообщают, что первоначальная редакция (со значительными лакунами), имеющая ярко выраженный хилиастический характер (учение о наступлении на земле чувственного тысячелетнего царства Христова), сохранилась только в одной рукописи из Ватиканской библиотеки, а также в сделанных с неё копиях XV–XVI вв. Эта редакция примечательна исследователям тем, что в ней использовано иудео-христианское предание о воскресшем императоре Нероне (54–68 гг.). Кроме того, в ней впервые излагается так называемая теория повторения, согласно которой в Откровении один и тот же ряд будущих событий описывается несколько раз в разных формах (так, в рассказе о чашах в иной форме повторяется то, что было сообщено в рассказе о трубах).

 



 
PR-CY.ru