Словарь по христианству В ВИКЛИФ (Уиклиф) ДЖОН

ВИКЛИФ (Уиклиф) ДЖОН

ВИКЛИФ (Уиклиф) ДЖОН (около 1320 – 1284 гг.) – английский реформатор. Образование получил в одной из коллегий Оксфордского университета; между 1356 и 1360 гг. был избран начальником этой коллегии (Master of Balliol); с 1361 г. был священником близ Оксфорда, не прекращая своих научных занятий и профессорской деятельности. Последние годы жизни был настоятелем в Лэттерворте (Lutterworth) в Лэстершире. Сначала Виклиф приобрёл известность как автор нескольких чисто философских сочинений схоластического характера. В 1366 г. папа Урбан V (1362–1370 гг.) потребовал от английской короны уплаты недоимки: ещё в 1333 г. Эдуард III (1327–1377 гг.) перестал платить Римскому двору ежегодную подать, наложенную на Англию с согласия Иоанна Безземельного (1199–1216 гг.). Парламент наотрез отказался исполнить требование папы, авиньонского пленника и союзника Франции, заявляя, что Иоанн не имел права ставить Англию в зависимые отношения. Какой-то монах протестовал против решения парламента, и это дало повод Виклифу впервые выступить на арену общественной деятельности в качестве выразителя национальных стремлений. В ответ на протест монаха он написал «Determinatio quaedam de Dominio» («Определение власти»), доказывая, что в случае нужды государство имеет право лишить церковь её владений. Исходная точка его аргументации – идея о службе (ministerium) как основе власти (dominium), а следовательно, и права взимать подати и налоги. Так как папа не оказывает никаких услуг английскому королевству, а, напротив, помогает его врагам, то и парламент имеет полное право не платить ему подати. В 1374 г. Виклиф был назначен одним из членов комиссии, отправлявшейся в Брюгге для переговоров с представителями от римской курии по вопросу о праве папы назначать своих кандидатов на церковные должности в Англии. Парламент давно уже жаловался на злоупотребления, которые позволяла себе римская курия в этом деле. Как со стороны папы, так и со стороны короля были сделаны временные уступки, но, в общем, переговоры не привели, по-видимому, ни к каким осязательным результатам. Часто посещая Лондон, Виклиф произносил здесь проповеди, которые (даже по отзывам его врагов) оказывали сильное влияние на знать и горожан. При дворе он сошёлся со вторым сыном Эдуарда III, Джоном, герцогом Ланкастерским, так называемым Джоном Гентским (John of Gaunt). Герцог Ланкастерский был представителем партии, стремившейся отнять у духовенства его огромные владения, и ему был очень полезен Виклиф, влиятельный проповедник и учёный, теоретически развивавший ту же мысль в своих трактатах. Виклиф теперь развил идеи в форме стройной системы, в книгах «De Dominio Divino» («О Божественной власти») и «De Civili Dominio» («О светской власти»). На отношения человека к Богу он переносит феодальные понятия своего времени: каждый человек «держит» непосредственно всё своё от Бога, а необходимым условием этого «держания» является «милость» Божья, которой лишается человек, совершающий смертный грех, так что грех лишает человека права владеть чем бы то ни было; вся собственность должна находиться в общем владении; духовная власть во всех мирских делах подчиняется гражданской юрисдикции; церковь не должна владеть собственностью; отлучение не имеет силы, если не вызвано грехом того, против кого направлено; ни в каком случае оно не может быть произнесено за проступок чисто светского характера; верховным судьёй человеческой совести является не папа, а Бог. В 1377 г. Виклиф получил от архиепископа Кентерберийского приказ явиться в Лондон, чтобы ответить перед собравшейся здесь конвокацией (общим собранием духовенства Англии) за некоторые пункты своего учения. Виклиф 19 февраля явился в собор св. Павла. Его сопровождали герцог Ланкастерский, лорд Перси (маршал Англии) и четыре доктора из четырёх нищенствующих орденов. Заседание конвокации было прервано в самом начале ссорой между епископом Лондонским и герцогом, за которой последовало народное восстание, направленное против герцога.

 



 
PR-CY.ru