ВИКЕНТИЙ ЛЕРИНСКИЙ - Страница 3

Католическая церковь почитает «Единого Бога в полноте Троицы и равенство Троицы в едином Божестве, чтобы ни единичность сущности не привела к слиянию Личных особенностей, ни различие Троицы не привело бы к разделению единства Божества». Христологический догмат Викентия Леринского традиционно поясняет антропологической аналогией: так же как в человеке иное – тело, иное – душа, но и душа, и тело – один и тот же человек, состоящий из двойной и различной природы души и тела, так и во Христе, иное – Божество, иное – человечество, но и Божество, и человечество – один и тот же Христос в обеих сущностях (unus idemque Christus in utraque substantia). Единство Лица (Ипостаси) Христа он подчёркивает такими выражениями, как «один и тот же Бог и человек» (unus idemque Deus et homo), «единство Лица» (unitas personae), «единичность одного и того же Лица» (singularitas unius ejusdemque personae), по Лицу Бог стал человеком («per personam»), ипостасно (Слово Божие соединилось с человеком; «subsistendo»), «Лицо ипостасное и пребывающее» (persona substantiva ac permanens) и др. Само Лицо Бога Слова было Лицом человеческой природы Христа (Deus Verbum… ipse persona hominis existeret), причём Лицом не притворным, а истинным, не по подражанию, а ипостасно (non imitativa, sed substantiva). Не менее подробно Викентий Леринский останавливается на учении о двух природах. Церковь верует, что «во Христе были две истинные и совершенные сущности, но одно Лицо, чтобы ни различие природ не привело к разделению единства Лица, ни единство Лица не привело бы к стиранию различия сущностей». Соединение природ Викентий Леринский обычно описывает с помощью таких выражений, как «(Бог) воспринял плоть» («suscipere carnem, adsumere carnem»), «человек соединился с Богом» («unitum hominem Deo»), «Бог стал человеком» («Deum factum hominem») и др. Соединение двух природ Христа произошло в самой утробе Пресвятой Девы или в самом девственном зачатии («in ipsa virginali conceptione»). Викентий Леринский указывает также на совершенство и полноту двух природ Христа. Христос – это «совершенный Бог и совершенный человек» («perfectus Deus, perfectus homo»); «в Боге – высшее Божество, в человеке – полное человечество». Во Христе особенности каждой из двух природ всегда сохраняются и никогда не смешиваются и не разрушаются. При восприятии человеческой природы не произошло никакого превращения Божественной природы Бога Слова, которая осталась неизменной. Полнота и истинность человеческой природы Христа подразумевает, что Он имел человеческую душу и плоть: плоть истинную («carnem veram»), нашу, материнскую, а душу, наделённую умом, обладающую духом и разумом («animam intellectu praeditam, mente ac ratione pollentem»). Хотя во Христе различаются Слово, душа и тело, но всё это один Христос. Сообразно двум природам Христа в Нём было и двойное единосущие, ведь «одна Его сущность единосущна Отцу, а другая единосущна Матери». Викентий Леринский указывает на то, что Христу было присуще и истинное природное человеческое действие: «Слово Божие, восприняв плоть и обладая ею, говорило, делало и страдало посредством плоти» («loquendo, faciendo, patiendo per carnem»). Наконец, он учит о communicatio idiomatum (общении свойств) двух природ: «Вследствие единства Лица («propter personae unitatem») то, что свойственно Богу, безразлично и совместно приписывается человеку, и то, что свойственно плоти, приписывается Богу». Именно поэтому Пресвятая Дева Мария является Богородицей (theotocos). Учение Викентия Леринского о соотношении Божественной благодати и человеческой свободы в спасении было близко к учению Иоанна Кассиана Римлянина и Фавста Регийского. В отличие от Пелагия и Целестия (см. Пелагианство) Викентий Леринский признавал, что «преступлению Адама повинен весь человеческий род» и что «благодать Божия необходима для вспомоществования в добрых делах при каждом действии» («in bonis rebus per actus singulos adjuvandum necessariam Dei gratiam»). В то же время он не соглашался с крайностями августиновского учения.

 



 
PR-CY.ru