ВИГИЛЯНЦИЙ

ВИГИЛЯНЦИЙ (конец IV – начало V вв.) – пресвитер, ратовавший против почитания мощей и святых, безбрачия духовенства, монашества и вообще против тогдашних аскетических воззрений. Родился в Аквитании. О его жизни и мнениях сохранились лишь скудные сведения. Получив сан пресвитера в Барселоне, Вигилянций предпринял путешествие на Восток и явился в Вифлеем, к блаженному Иерониму (342 – 419/420 гг.), с которым, по-видимому, вскоре не поладил. Главный разлад между ними произошёл из-за Оригена (около 185 – около 254 гг.), сочинения которого Иероним прежде высоко чтил. Хотя он и перешёл на сторону Епифания Кипрского (310/332 – 403 гг.), отрицательно относившегося к Оригену, но, вероятно, не вполне освободился из-под влияния последнего. По крайней мере, Вигилянций сделал ему упрёк в этом роде. Это раздражило Иеронима Стридонского, который вскоре нашёл случай, в свою очередь, обвинить Вигилянция в ереси. Пресвитер Ринарий жаловался в своём письме к Иерониму, что Вигилянций восстаёт против почитания мощей и православных, называя их за это «поклонниками праха» («cinerarii»). Иероним поспешил с ответом, в котором выразил удивление, что епархиальный епископ жезлом железным не сокрушил этот негодный сосуд (Вигилянция). В 406 г. Ринарий переслал Иерониму сочинение Вигилянция и при этом известил его, что многие разделяют мнения еретика, и даже сам епископ им сочувствует. За одну ночь Иероним написал опровержение против Вигилянция. Это сочинение служит исследователям единственным источником для ознакомления с мыслями Вигилянция (к их сожалению, оно переполнено резкими выражениями и насмешками и заключает в себе очень мало фактических данных). Западная церковь приняла суждения Иеронима о Вигилянции как о еретике, но протестанты причисляют его (как и многих других еретиков, осуждённых церковью) к «свидетелям истины» («testes veritatis»). Почитание мощей Вигилянций называл «обожанием» («adoratio») и считал возвращением к язычеству. Он говорил против молитвенного призывания святых, против ночного богослужения перед празднованием памяти мучеников, указывал на беспорядки, которые действительно бывали иногда при всенощном богослужении. Чудеса, по мнению Вигилянция, имели место только при первоначальном распространении христианства и могли быть полезны только для убеждения неверующего, а для уверовавших они не имеют значения. Возражая против обета нестяжательности, Вигилянций утверждал, что лучше владеть имуществом и с благоразумием употреблять его на дела благотворительности, чем сразу раздавать его. Во время своего пребывания на Востоке он оказывал вспомоществование палестинским подвижникам, но потом выражал сомнение, хорошо ли пожертвованиями с Запада поддерживать аскетический образ жизни на Востоке, и не лучше ли помогать местным бедным. С католической точки зрения о нём писал Германн Шмидт («Vigilantius, sein Verhältniss z. heiligen Jeronymus und z. Kirchenlehre der damaligen Zeit», 1860).

 
PR-CY.ru