Словарь по христианству В ВЕЧНОСТЬ

ВЕЧНОСТЬ

ВЕЧНОСТЬ – философское понятие, имеющее несколько значений. Во-первых, оно означает свойство и состояние существа или вещества, безусловно не подлежащего времени, т.е. не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего в одном нераздельном акте всю полноту своего бытия (такова вечность абсолютного существа). Во-вторых, под вечностью подразумевается также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени (такова принимаемая во многих философских системах вечность мира, которая иногда (например, у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания). В-третьих, вечность – это интервал времени, который содержит в себе любой конечный интервал времени (лишённое всякой длительности неподвижное «теперь»). В порядке развития мысли ни одно из этих понятий вечности не может быть признано первоначальным; все они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль (хотя бы и младенческая) должна была прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда (эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видел исчезновения таких предметов, как Земля, небо, океан). С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как сокрушающую и разрушающую силу, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь, соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а следовательно, те предметы, долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие её действию. Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о вечности, как о признаке трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) оно встречается в индийской теософии (в некоторых из упанишад); разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов. У индоевропейцев понятие вечности этимологически восходит к «веществу жизни», «молодости», обозначает продолжительную жизнь. В античной культуре это понятие первоначально было синонимом понятия «век» («эон»), что означает «жизненную силу», «продолжительность человеческой жизни», формировалось в философии как идея безначального и бесконечного становления космоса (Анаксимандр, Анаксимен, Филолай). У Гераклита вечность – дитя, играющее смертными существами; у Парменида – длящееся постоянство, неизменность. Начиная с Платона, эон становится классическим термином для обозначения вечности в её противопоставлении времени, хроносу. Именно Платон впервые связал вечность с бытием эйдосов и чисел с неделимым образцом как вечно живым существом, предшествующим миру и времени. В «Тимее» демиург творит время одновременно с космосом как «подвижное отображение вечности»: время течёт в мире чувственного становления от прошлого к будущему (неподвижный эон пребывает в одном, о нём нельзя сказать «был» или «будет», но только «есть»). У Аристотеля вечность упоминается в связи с небесными телами, для которых она означает отсутствие рождения и гибели (вечно то, что вне времени). Вечность не может иметь ничего в потенции, т.е. целиком действительна, она неподвижна, неделима и не имеет частей; вечность – совершенная жизнь. У стоиков, а также в эллинистических культах вечность (орфический Хронос-Фанес, александрийский Айон и др.) понимается как неизменный порядок бесконечного возвращения. В герметизме она сливается со «вторым богом», мировой душой; в неоплатонизме она либо ниже Абсолютного Бытия и выше Ума (Прокл), либо отождествляется с Умом. Вечность не только объединяет в себе все части времени, но и порождает их (Плотин), управляет временем (Иоанн Дамаскин). У Плотина вечность – полная и совершенная жизнь, не имеющая частей (ровный свет, исходящий из субстрата бытия). В учениях гностицизма (II–III вв.) термин «вечность» персонифицируется и становится обозначением особых духовных существ – «эонов», посредников между верховным божеством и людьми. Исследователи полагают, что этот смысл проступает даже в посланиях апостола Павла (1 Тим. 1:17), где Бог именуется «Царём веков», т.е. эонов – демонов в греческом понимании этого слова, т.е. духов (как добрых, так и злых).

 



 
PR-CY.ru