ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ - Страница 7

В XI–XIII вв. Христа изображали за престолом. Правой рукой Он подаёт хлеб, левой – чашу; над Его головой парит голубь Святого Духа. Такие изображе¬ния доказывают, что на Западе даже в XIII в. причащение и хлебом, и вином было обычным. В памятниках XV в., когда на Западе уже установилась новая практика причащения, таких изображений нет: на столе лежат облатки (гостии); у Христа в руке чаша, но она не передаётся апостолам; а иногда Христос причащает одними облатками стоящих на коленях апостолов (Иос ван Вассенхове). В ряде произведений художники интерпретируют типологические аспекты Тайной Вечери. В таких случаях она сопоставляется с ветхозаветной манною и Мелхиседеком, встречающим Авраама (это – традиционная анало¬гия). Дирк Боутс идёт дальше и на своём алтаре даёт четыре ветхозаветных эпизода на двух боковых створках, прикрывающих центральный образ – «Тайную Вечерю»: встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт. 14); Пасхальная (ветхозаветная) трапеза (Исх. 12); сбор манны (Исх. 16); Ангел, приносящий еду Илие в пустыне (3 Цар. 19). В Biblia Pauperum (Библия бедных) в связи с Тайной Вечерей также приводятся иллюстрации эпизодов сбора манны и встречи Авраама с Мелхиседеком. Кроме того, по обычаю, принятому в этом памятнике печатного искусства, здесь помещены фигуры четырёх пророков – Давида: «Хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77:25), Исайи: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо» (Ис. 55:2), Соломона: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино» (Притч. 9:5) и Сираха: «Послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого» (Соломон: Прем. 16:20). Известны примеры смешанного (как условно называют его исследователи) типа Тайной Вечери: художник соединяет те или иные обстоятельства исторической Тайной Вечери с учреждением Христом евхаристии, т.е. литургической Тайной Вечери. Исследователи подчёркивают, что в строгом смысле присутствие Иуды при благословении Христом хлеба и вина – это уже и есть такое «смешение» (Росселли, Иос ван Вассенхове). Ещё больше это становится очевидным, когда изображаются одновременно действия Христа, учреждающего евхаристию (благословение хлеба и вина), и действия Иуды, подтверждающие пророчество Христа о его предательстве (Серра). Необходимость изображения всех двенадцати апостолов, которая впервые настоятельно возникает в этом сюжете, побуждала художников дать их разра¬ботанные портретные образы. И.В. Гёте в связи с этим констатировал: «Все Апостолы почти одинаковы, и весьма немногим из них придают характер и значение их жизнь и дела». И действительно, вплоть до XIII в. художники не ставили себе специальной цели дифференцировать учеников, за исключением Иуды, Иоанна и, быть может, Петра. В произведениях более позднего периода уже обнаруживается ряд характерных особенностей, по которым исследователи идентифицируют хотя бы основных из них. Наиболее определённо решается вопрос с идентификацией Иуды – здесь нет необходимости вновь перечислять традиционные способы указать на него – его местоположение за столом, атрибут – кошель. Строго говоря, атрибутом его можно считать, только если признавать его как аллюзию на тридцать сребре¬ников – плату Иуде за предательство. В сцене же Тайной Вечери это не атрибут (т.е. символический указатель на Иуду), а принадлежность Иуды – иллюстрация слов Иоанна: «Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6) и те или иные действия, однозначно его опреде-ляющие. Исследователи лишь добавляют, что Иуда мог изображаться (в отличие от остальных учеников) либо без нимба (неизвестный мастер, Серра, Андреа дель Кастаньо), либо с чёрным нимбом (Росселли). Порой художники иллюстрируют слова Иоанна: «И после сего куска вошёл в него сатана» (Ин. 13:27). Фигурка сатаны сидит сзади на плечах Иуды (Росселли; сатана за спиной Иуды в «Предательстве Иуды» Джотто). Внешне Иуда изображается человеком зрелого возраста, как правило, с тёмными волосами и бородой.

 



 
PR-CY.ru