ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ - Страница 2

Определилось два типа изображений Тайной Вечери. Один акцентирует момент евхаристии. Фигура Христа часто симметрически удваивается: на одной половине изображения Христос преломляет хлеб, на другой – наливает вино, по обеим сторонам часто изображаются апостолы. Второй, встречающийся наиболее часто, представляет картину собственно трапезы: её участники, в соответствии с древней традицией, возлежат за столом, причём Христос помещается на почётном месте – слева или в центре изображения. Иногда эти мотивы совмещаются. С постепенным отходом от древнего образца обстановка этой сцены делается всё более условной или наделяется чертами современного художнику национального быта (например, алтарь церкви Святого Петра в Лёвене). В древнехристианском искусстве (катакомбный период) господствовало символическое изображение Христа посредством пяти монограмм (греческих букв) Его имени «ИХТИС», образующие слово, которое по-гречески в буквальном смысле означает «рыба», а при расшифровке этой аббревиатуры – «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Поэтому рыба – один из самых ранних христианских символов. Его употреблял ещё Тертуллиан (II–III вв.): «Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ichthus) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» («De baptismo»). Этот символ встречается также в писаниях Климента Александрийского (около 150 – около 215 гг.), Августина Блаженного (354–430 гг.), Иеронима Стридонского (около 342 – 420 гг.), Оригена (около 185 – около 254 гг.), Мелитона Сардийского (ум. около 195 г.), Оптата Милевского (ум. около 400 г.) и др. В связи с порядком совершения ветхозаветной пасхальной трапезы у исследователей возникает вопрос о порядке мест, которые занимали апостолы во время последней трапезы с Христом. Скудость данных, приводимых евангелистами, не позволяет им сказать что-либо определённое по этому поводу. Известно лишь, что ближе всех к Учителю находились Иоанн, Пётр и Иуда Искариот (о его положении исследователи, в частности, заключают по тому, что Христос должен был иметь возможность подать ему кусок хлеба). Раннехристианские изображения Тайной Вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D-образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почётным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место – посередине). Поза лёжа не только считалась во времена римского правления признаком свободного человека, но и больше соответствовала празднованию еврейской Пас¬хи – праздника Исхода, т.е. освобождения из египетского плена. Однако участники трапезы могли быть изображены и сидящими за столом – эта поза при вкушении пищи более древняя. Древнехристианские изображения катакомбного периода были переняты художниками раннего Средневековья: сохраняется D-образный стол, лежащие вокруг него Христос (слева) и ученики; на столе хлебы и блюдо с рыбой (или двумя рыбами). Число и состав участников на древнехристианских изображениях могут колебаться от двух до семи. Кроме мужчин (учеников?), иногда присутствуют женщины и дети, к тому же могут изобра¬жаться даже слуги. Но при анализе таких изображений у исследователей возникает вопрос: Тайная ли это Вечеря или традиционное языческое застолье (причём изображённые всем своим видом часто свидетельствуют, что это застолье весёлое). В ряде случаев им окончательно решить этот вопрос им бывает затруднительно, а порой и невозможно. Из ранних изображений Тайной Вечери особый интерес для исследователей представляет моза¬ика в равеннской церкви Сант Аполлинаре Нуово, где виден древний тип изображения: D-образный стол, на котором хлебы и две рыбы на блюде. Христос возлежит (как и было принято в такой композиции) на левом краю. Он с бородой, на Нём обычные одежды и крестообразный нимб. Специального обсуждения у исследователей вызвало изображение одиннадцати (а не традици¬онно двенадцати) учеников, что заставило некоторых искусствоведов говорить о том, будто здесь изображён сюжет, касающийся трапезы в доме Лазаря. Однако ни то, что есть в этом изображении, ни то, чего в нём нет, не подтверждает этого мнения. Во-первых, нет обязательных для трапезы в доме Лазаря Марфы и Марии, ни, в конце концов, самого Лазаря. Число учеников (одиннадцать) не находит подтверждения в других изображениях трапезы в доме Лазаря, относящихся к первым векам христианства. Исследователи подчёркивают, что, во-вторых, необходимо учесть контекст, в котором предстаёт изображение этой трапезы в церкви Сант Аполлинаре Нуово. Вся система мозаик здесь подчинена определённой идее: на одной стене церкви изображены те сюжеты, которые демонстрируют величие Иисуса (чудеса Христа), на другой – в строго хронологическом порядке представлены сцены Его уничиже¬ния (Страсти Христа). За изображением данной вечери следует молитва Христа в Гефсиманском саду, и, следовательно, данная Вечеря – это последняя трапеза Христа с учениками.

 



 
PR-CY.ru