ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ

ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ – новозаветное библейско-историческое событие из последних дней жизни Иисуса Христа; в христианских представлениях, Его последняя совместная трапеза (ужин) с апостолами в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти. Вечеря совершается в первый день иудейской Пасхи (Мф. 26:17; Мк. 14:12; Лк. 22:7) – накануне Пасхи (14 нисана, «между двумя вечерами», т.е. между закатом солнца и окончанием вечерней зари), отмечаемая ритуальным закланием и вкушением агнца. Весь этот день проходил в Иерусалиме и его окрестностях чрезвычайно шумно и хлопотливо, потому что не только жители, но и все бесчисленные богомольцы, которые к Пасхе стекались отовсюду, хлопотали о закупке и заклании агнца (иногда в этот день закалывалось более двухсот тысяч ягнят). Позаботились о том же и ученики Христа и уже накануне, по указанию Учителя, сделали необходимые приготовления для пасхального торжества в доме одного Его тайного последователя (по предположению некоторых, в доме Иосифа Аримафейского). В древности пасхальный агнец вкушался стоя, но этот обычай впоследствии был оставлен, а под влиянием греков и римлян было введено возлежание, которое считалось наиболее удобным и сообразным с празднеством, тем более что оно признавалось положением свободных людей. Каждый присутствующий возлежал, облокачиваясь на левую руку, чтобы правая могла быть свободной. Было принято омыть ноги гостям, и это было делом рабов, но перед тайной вечерей Христос Сам, в Своём бесконечном смирении, встал из-за стола и исполнил эту рабскую обязанность в отношении Своих учеников, которые от смущения и стыда погрузились в глубокое молчание, нарушенное только апостолом Петром, воскликнувшим: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Продолжая омовение, Христос заявил, что ученики как омытые водой духовного учения из источника жизни теперь чисты, но «не все», прибавил Он с грустью. Затем началась сама вечеря. Христос стал объяснять ученикам значение только что совершённого им действия как наглядного урока смирения, с которым они должны относиться друг к другу. Но Его взор упал на возлежавшего поблизости Иуду Искариота, и дух Его опечалился. Во время праздничной трапезы Он предрекает, что один из них предаст его: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Страх объял учеников, и они вопрошали Учителя: «Не я ли, Господи?» Чтобы не обнаружить перед другими своей виновности, Иуда также спросил: «…Не я ли, Равви?» и получил в ответ: «Ты сказал» (обычная утвердительная форма выражения в библейском языке). Остальным Он называет знак, по которому они могут определить предателя: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня...» (Мф. 26:20–25; ср. Мк. 14:18–20; Лк. 22:21). В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос. Обмакнув кусок в блюдо и подав ему, Иисус указывает на Иуду Искариота, а затем произносит: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:24–27). После чего Иуда встаёт и выходит. Христос же воскликнул: «Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нём». Ему недолго уже оставалось быть со Своими учениками, и поэтому Он в качестве завещания дал им новую заповедь, исполняя которую они должны были составить общество, совершенно отличное от людей мира сего: «Да любите друг друга» (Ин. 13:3–16 и 34:35). Затем наступил самый важный момент тайной вечери: установление Христом таинства евхаристии (причащения) как благодатного средства единения верующих с Христом – причащения Его Тела и Крови как истинного Агнца, берущего на Себя грехи мира. Преломив хлеб, Иисус даёт вкусить от него ученикам со словами: «Сие есть тело Моё», затем даёт им испить из чаши с вином, говоря: «Сие есть кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая» (Мф. 26:26–28; Мк. 14:22–24; Лк. 22:19–20). Причастив их таким образом Своей Плоти и Своей Крови, Иисус повелел им всегда совершать это таинство в память о Нём, что и совершается христианской церковью и поныне. Из-за такого происхождения таинства причащения оно называется Тайной Вечерей и произносится в молитве: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» и пр. Тайная Вечеря является прообразом совместных трапез древних христиан, именовавшихся «агапы» (от греч. «братская любовь»). Таким образом, на Тайной Вечере произошли три важнейших события: предсказание Христом предательства Иуды, установление обряда причащения и омовение Им ног учеников. Эти события сопровождались определёнными действиями участников Вечери, ход которых исследователи реконструируют, сопоставляя рассказы всех четырёх евангелистов. Как главные моменты этого события, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию. Исследователи подчёркивают, что если отделить сюжет омовения ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа (предсказание предательства и установление евхаристии) образуют основные типы изображений Тайной Вечери, которые принято именовать историческим и литургическим (или символическим). В разные эпохи господствовал то один, то другой из них, но помимо этих «чистых» иконографических типов в истории искусства известны также и «смешанные», в которых сочетаются элементы обоих. В иконографии мотив Тайной Вечери появляется около V в.

 



 
PR-CY.ru