ВЕТХИЙ ДЕНЬМИ

ВЕТХИЙ ДЕНЬМИ (Ветхий Днями) – библейский термин, в котором символически обозначается одно из свойств Бога. В основе иконографии – текст Книги пророка Даниила, описывающий видение Ветхого Деньми, одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан. 7:9), и Откровения апостола Иоанна Богослова: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр. 1:14). Обстановка, в которой изображается Ветхий Деньми, находит себе соответствие и в Новом Завете (Откр. 1:14), хотя это описание там относится к Сыну Человеческому. Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Кесарии Кападокийской Андрей (VI–VII вв.) в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесённый в жертву за нас в эти последние времена, Он, однако, древний, точнее – Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Афинский митрополит Михаил Хониат (1140–1220 гг.): «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесённый за нас в жертву, – Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (первая стихира на литии). Это описание вошло в традицию христианского искусства при изображении Бога-Отца, в отличие от Бога-Сына. Самое раннее из известных изображений – икона VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, представляющая Ветхого Деньми во славе (надпись «Эммануил» соответствует святоотеческому толкованию этого образа). Следующей по времени исследователи считают миниатюру из Книги Иова, где Ветхий Деньми представлен с крещатым нимбом, Его фигура окружена ореолом, внутри которого девять ангелов (на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского монастыря – с монограммой «ИС ХС»). В рукописи Евангелия середины XI в. Ветхий Деньми изображён дважды: с надписью «ветхий днями» перед текстом Евангелия от Матфея в медальоне, сидящим на троне, здесь же – два медальона с серафимами, в центре – евангелист Матфей, в медальонах внизу – праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна (между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом), Ветхий Деньми – с крещатым нимбом, пропорции Его фигуры крупнее двух других. В композиции «Страшный Суд» в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII или XV–XVI вв. исследователи его понимают как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда Ветхий Деньми изображён на фреске церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г.). Тема Второго пришествия выражена и в росписи второй половины XII в. в церкви св. Николая Каснициса в Кастории, где Ветхий Деньми представлен в Деисусе.

 



 
PR-CY.ru