ВЕТТЕР Густав Андреас

ВЕТТЕР Густав Андреас (1911–1989 гг.) – австрийский философ-неотомист, советолог, член ордена иезуитов. С 1943 г. до середины 1980 гг. – профессор истории русской философии в Папском восточном институте в Риме; с 1967 г. – консультант Ватиканского секретариата по делам неверующих. Веттер утверждал, что марксизм, особенно в его советском варианте, игнорирует (в силу присущего ему тоталитаризма) отдельного человека, всегда ориентируясь на коллектив, класс. Марксистская теория ошибочно базируется на тезисе о вечной, усложняющейся и самодостаточной материи, что Веттер оценивал как разновидность пантеизма. По его убеждению, естественные науки (физика, химия, биология) не располагают соответствующими данными, чтобы подтвердить вечность материи. Марксистский атеизм не является результатом научного анализа, а атеистическое мировоззрение классиков марксизма-ленинизма было обусловлено исключительно политическими соображениями – они отвергали религию как социально вредное явление, служащее эксплуататорам. Саму философию, по мнению Веттера, марксисты из науки превратили в идеологию. Марксистская теория личности, помещая человека только в мир природы и общества, лишая его веры в Бога, лишает его также и подлинной Божественной любви и надежды на спасение. На основании подобных аргументов Веттер делал вывод об антигуманном и пессимистическом характере марксистской философии и марксистского атеизма. Будучи основателем советологии (наряду с польским философом Юзефом Марией Бохеньским; 1902–1995 гг.), Веттер выступал с развёрнутой критикой диалектического и исторического материализма в книгах «Советский диалектический материализм»  (1948 г.), «Современная советская идеология» (1962 г.), «Измена Гегелю» (1963 г.), «Коммунизм и религия» (1964 г.), «Ленин и советский марксизм» (1968 г.), отождествляя диалектический материализм с механистическим и вульгарным материализмом, противопоставляя ему идеи молодого Карла Маркса.

 
PR-CY.ru