ВЕРА - Страница 8

Шестой член Аугсбургского исповедания гласит: «Мы получаем прощение грехов и оправдание через веру во Христа. Кто верует во Христа, тот будет блажен и получит отпущение грехов, – не через дела, а только через веру, без заслуги». В «Большом катехизисе» записано: «Десять заповедей не делают человека христианином… Только вера приносит полную благодать и делает нас благочестивыми и угодными Богу». Формула согласия цитирует слова инициатора Реформации Мартина Лютера (1483–1546 гг.): «Где упраздняется догмат об оправдании верой, там упраздняется Христос, жизнь и церковь». Апология Аугбурского исповедания прибавляет: «Вера, которая делает благочестивым и праведным перед Богом, есть не только то, что я знаю историю, как Христос родился, пострадал и т.д. (такое знания имеют и дьяволы), но является также уверенностью, что мне грехи прощены ради Христа». На вопрос о месте добрых дел рядом с верой подробно отвечает формула согласия: «Вера не спрашивает, нужно ли делать добро, но прежде, чем попросят, производит добрые дела и всегда находится в деятельности. И кто из верующих не совершает таких добрых дел, тот в действительности неверующий, бродит ощупью и не имеет веры и добродетели; он не знает, что такое вера и добрые дела, но лишь болтает много слов о вере и добрых делах… Человек верующий становится усердным и радостным без принуждения, чтобы каждому делать добро, всякому служить, всё терпеть… Невозможно отделять доброе дело от веры, как невозможно, чтобы жар и свет отделились от огня». Хотя в ходе Реформации религиозная вера была сфокусирована на теме оправдания верой («sola fide»), акцент был сделан на её волюнтаристический аспект. Вера здесь понимается как акт самого человека: вера – это, прежде всего, доверие, упование (feducia). Как таковая, она не «дела веры», и не посредническая власть церкви становится главным условием спасения в соответствии с утверждениями апостола Павла (Рим. 4:4; Гал. 3:2). В настоящее время позиции протестантов и католиков по вопросу об оправдании верой значительно сблизились. В современной буржуазной философии положение о «соединении» веры и знания, богословия и науки выдвигают неотомисты, которые утверждают, что в вопросах мировоззрения наука не должна претендовать на вынесение окончательных решений, предоставляя это право религии, дающей якобы абсолютное знание. Философия экзистенциализма пытается на место традиционной догматической веры поставить какую-то наукообразную веру, в которой знание подкрепляло бы религию. В работе «Философская вера» («Der philosophische Glauben», 1948) немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883–1969 гг.) пытается обосновать особую «философскую» веру, совмещающую веру в науку с верой в Бога. Современный прагматизм, пытаясь совместить веру и знание, исходит из положения, что истинным является не то, что верно отражает действительность, а то, в чём люди уверены и что практически выгодно. Поэтому они утверждают, что религиозные представления якобы не менее достоверны, чем любые научные истины, поскольку если массы людей верят в истинность данного суждения или понятия, то можно считать их истинными. На этом основании идеологи современной буржуазии объявляют марксизм верой и даже новой современной религией масс. На самом деле, основным критерием научного знания марксизм считает не веру, а практику. Убеждённость, уверенность в победе идеалов истины, добра и справедливости играли большую роль в истории социальных движений, являясь могучим средством для подъёма воодушевления, энтузиазма и героизма масс. В сфере непосредственного общения людей вера в высокие нравственные качества человека, доверие к людям являются основой для таких высоких моральных чувств, как дружба, любовь и т.д. См. также ВЕРА в Словаре по исламу



 
PR-CY.ru