ВЕРА - Страница 6

По сути, понятие религиозной веры связано именно с христианством. Однако христианство не отказывается при этом от ветхозаветного понимания веры как личностного, доверительного отношения к Богу, а лишь добавляет новое измерение: отныне вера в Бога как Творца и Промыслителя предполагает также и веру в Иисуса из Назарета как Мессию (Христа), Сына Божьего и Богочеловека. Христос выступает как Спаситель, а потому вера во Христа тождественна вере в Его искупительное деяние. В данном случае вера вводит человека в общение с «потусторонним» Богом через мистическое общение с Богочеловеком, Который является Главой церкви как особого сообщества верующих, одновременно посюстороннего и потустороннего (т.е. включающего святых и всех умерших в вере). Понятие веры в христианской религии имеет долгую и поучительную историю. В Ветхом Завете богословского учения о религиозной вере нет, хотя есть указания на характер религиозных переживаний, входящих в это понятие. Авраам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6), т.е. из того, что Авраам всецело положился на Бога, Бог усмотрел, что Авраам – Его преданный и благочестивый раб. В этом же смысле понятие веры несколько раз встречается в книге пророка Исайи (30:15; 7:9; 28:16). Более глубокую и тонкую разработку содержания понятия веры есть у евреев эпохи рассеяния. Это было естественно, поскольку если в Палестине национально замкнутое иудейство знало только закон и обетование, то на чужбине, в постоянном взаимодействии с языческой средой, оно неизбежно должно было перерабатывать многие пункты своей религии и продвигать решение многих проблем. В частности, проблемой веры много занимался иудейский философ, богослов и экзегет Филон Александрийский (25 г. до н.э. – 50 г. н.э.), очень часто возвращаясь в своих сочинениях к толкованию Книги Бытия (15:6). Хотя понятие «вера» – христианского происхождения, в изречениях Христа, Который признавал веру необходимой для самой возможности оказания чудесной помощи (Мк. 5:36; Лк. 8:50; Мк. 2:5; Мф. 9:2 и Лк. 5:20), слово «вера» встречается не часто. Ученики, если хотят совершать чудеса, должны верить во всемогущество Бога, но если такая вера есть, для них всё возможно, даже невозможное (Мк. 11:22–24; Мф. 21:20–22; 17:20; Лк. 17:6). Смерть Учителя поколебала веру учеников, но переживания в связи с явлениями Воскресшего быстро сделали эту веру пламенной и непоколебимой. Особенно показательно это на примере апостола Петра, отказавшегося от Иисуса, а затем горько об этом пожалевшего. Содержанием веры было убеждение учеников, что Иисус есть Мессия, что Он сидит одесную (по правую руку, т.е. самый доверенный) Отца и придёт во славе для основания Своего Царствия (Деян. 2:36; Лк. 24:26; Рим. 1:4; Деян. 17:31; 1 Фес. 1:10; Мф. 16:28). К благам этой веры ученики стараются приобщить своих соотечественников и приводят доказательства из Писания (Исх. 53 и др.). Переход проповеди от иудеев в языческий мир сопровождался внесением новых признаков в содержание данного понятия веры. Её великим апостолом считается Павел, центральный пункт воззрений которого составляет убеждение, что спасение подаётся Богом как дар, милость, добытая Христом (переживание на пути в Дамаск – Деян. 9:3; 22:6). Получение спасения от Бога в качестве дара он называет оправданием верой. Однако это выражение не следует понимать в том смысле, что вера принимается в зачёт в юридическом смысле, как в иудействе засчитывались дела. Апостол Павел говорит: «Вера… вменяется в праведность» (Рим. 4:5), но он поступает так, применяясь к языку своих читателей. Поэтому нет противоречия, когда он утверждает, что мы получаем «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24). Предъявлять счёт Богу для него немыслимо, и в этом счёте к оплате не может стоять вера; Бог только даёт, человек только принимает, и вне этих отношений истинной религиозной жизни нет и быть не может (Рим. 3:32–24 и 5:17).

 



 
PR-CY.ru