ВЕРА - Страница 2

Организм человека представляет собой уникальную биохимическую лабораторию, катализатором процессов в которой выступают именно чувства («Мы жить торопимся, и чувствовать спешим»). Мозг формирует потребность в тех или иных микроэлементах и задаёт организму «программу» по их доставке. Но поскольку жизнь (бытие само по себе) зачастую вызвать необходимые чувства не может (из-за бедности бытия как такового), мозг направляет в помощь сознанию те или иные фантазии, которые с реальностью могут не иметь ничего общего, зато сознанием воспринимаются как реальность. Можно даже сказать, что они реальнее, чем сама реальность. Например, все знают, что яблоки падают вниз, но далеко не все знают о законе всемирного тяготения. Яблоки падают вниз потому, что они тяжёлые, но это – часть нашего обыденного знания, отражающего бытие само по себе. Однако закон всемирного тяготения не перестаёт существовать от того, что мы его не воспринимаем органами чувств, если мы о нём не знаем. Он – объективная реальность, ощущается органами чувств лишь тогда, когда на голову падает яблоко; тогда он становится знанием. Наше поведение меняется в зависимости от того, что и насколько хорошо мы знаем. Мы можем познавать законы окружающего материального мира, поскольку они адекватны нашему сознанию, но почему бы не допустить, что этими законами (которые уже воспринимаются нами как часть материального мира) управляют, так сказать, законы законов, т.е. иной уровень бытия как такового. Вера опирается на то, что иной уровень бытия не адекватен нашему сознанию и не адекватен законам материального мира. Поскольку ни доказать, ни опровергнуть это мы не можем, то говорим, что вера и знание не совпадают и даже противоположны друг другу. Априори утверждать, что иного уровня бытия не может быть, по крайней мере, несерьёзно, поскольку даже любые теоретические построения являются иным уровнем бытия. Интуитивно мы всё это чувствуем и называем это верой. Поэтому вера – это то, о чём мы знаем, но что не можем объяснить, поскольку она находится по ту сторону бытия, так сказать, в «зазеркалье». Объект веры вроде как есть, и вроде как его нет; объектом он является постольку, поскольку существует в нашем сознании. Поэтому в вере соединены осознанное и неосознанное, рациональное и иррациональное, элементы «вершинной» и «глубинной» психологии; она тесно связана с интуицией, озарениями. Сознание может использовать различные способы обоснования веры, однако в полной мере она рационально не аргументирована и практически, экспериментально не может быть проверена. Да и сознание зачастую необходимости в этом не испытывает, поэтому субъект считает, что вера вообще не требует доказательства и проверки. Как только такие доказательства и возможность их проверки появляются, вера перестаёт быть верой, а становится знанием. Поэтому все догматы религии, богословские формулы (символы веры), все доказательства бытия Бога являются, по сути, не верой, а знанием о вере, знанием о религии. Несмотря на то, что вера не требует доказательства и проверки, она выступает важным фактором, действенным стимулом решимости и активности людей (по не зависящим от них причинам). Содержание веры различно в разных областях её функционирования и связано с предметом конкретного действия. По сути, она находит выражение в любой сфере жизнедеятельности людей: экономической (например, вера в успех продажи произведённого продукта), политической (в харизматического политического лидера), моральной (в силу нравственных идеалов, образцов, норм), художественной (вера в совершение в действительной жизни показываемых на киноэкране событий), научной (в благотворные последствия клонирования человека), религиозной (в чудо), философской (например, в существование Мирового Разума) и, конечно, в обыденном существовании. Поэтому вера выступает в качестве глубинной общечеловеческой универсалии культуры, фиксирующей комплексный феномен индивидуального и массового сознания, и включает в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям), выступает глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии (вплоть до самоотречения: «верю» как «верую») и религиозный (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного). Из всех перечисленных аспектов веры остановимся на одном – религиозном. Религиозная вера является интегративной чертой религиозного сознания и существенным признаком религии в целом. Это – особое состояние психики верующих субъектов, выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповедания соответствующих взглядов. Она отличается от знания тем, что её объект находится вне естественного порядка существования, будучи в то же время (согласно религиозной аксиоме) инстанцией, которая, в конечном счёте, определяет этот порядок, включая бытие человека.

 



 
PR-CY.ru