Словарь по христианству В ВЕРА

ВЕРА

ВЕРА (от лат. veritas) – истинность; действительность, сущность; истина, правда; правдивость, откровенность, прямодушие, честность, беспристрастность; а также от лат. verus – истинный, основанный на истине или действительности; действительный, настоящий; неподдельный, непритворный, искренний; основанный на разуме, разумный, справедливый; правдивый, заслуживающий доверия, честный. Во многом этому близко по смыслу и греческое понятие, означающее веру, доверие (во что или кому); признание верным, истинным; верность, верное слово, ручательство, клятва, обязательство, договор, верование; мнение, представление (в противоположность знанию). Близко к указанным и древнерусское – верование, правда, присяга, клятва, верность. Таким образом, слово «вера» употребляется в разных значениях. В основном значении это – одновременно установка сознания и психологическая расположенность человека к вере, объектом которой являются сверхъестественные силы или существа. Слово может указывать или на душевный акт (на то, как мы веруем), или на содержание этого акта (на то, во что мы веруем); иногда даже на богословские формулы, в которые облекается это содержание (символы веры). Веру как душевный акт, её субъективную природу изучает психология; со стороны содержания, оснований и критериев её оценивают логика и богословие. С философской точки зрения, вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, однако, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями. Так, например, мы безусловно верим в существование внешнего мира самого по себе (независимо от его явления для нас), признаём такое его существование бесспорной истиной, тогда как рациональные доказательства этой истины, представленные философами, часто не выдерживают строгой критики и не разрешают всех сомнений. Если вера утверждает больше того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного знания вообще. Основания веры лежат глубже знания и мышления, по отношению к ним она есть факт первоначальный, поэтому сильнее их. Вера есть более или менее прямое или косвенное, простое или осложнённое выражение в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем более простой, общей и неизбежной является эта связь, тем сильнее соответствующая ей вера. Так, сильнее всего мы верим в бытие внешнего мира, потому что эта вера лишь отражает в нашем сознании тот первоначальный, простой и неустранимый факт, что мы (т.е. данный субъект) есть часть общего бытия, член всемирного целого. Поскольку этот факт предшествует всякому мышлению и познанию, то и определяемая им вера не может быть устранена никаким мыслительным и познавательным процессом. Однако от веры в собственном смысле следует отличать уверенность и доверие. Вера – это особое состояние психики индивида, группы, массы (верящих субъектов), выражающееся в твёрдой убеждённости, несомненном доверии и надежде. В качестве предметов веры могут выступать достижение цели и смысла жизни в целом, наступление какого-то события, реализация определённого поведения, истинность восприятия, представления, гипотезы и теории при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и смысла жизни, о конечном итоге развития событий, о реализации на практике предполагаемого поведения и отношений людей, о результатах проверки адекватности выдвигаемых гипотез и теорий и т.д. В вере содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, при наличии различных альтернатив, возможностей направленности «движения» предметов веры, когда есть известная степень реальности достижения желаемого. Она возникает на основе материальных и духовных интересов, потребностей, мотивов, по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл. Если поставленная цель достигнута, если прогнозируемое событие совершилось, если чаемое поведение людей реализовалось, если истинность гипотезы и теории доказана, или стало ясно, что всё это неосуществимо, что результат оказался отрицательным, вера угасает. Она представляет собой ценностное отношение к своему предмету, сплав когнитивного (познавательного), эмоционального и волевого моментов, хотя, конечно, чувства играют в ней большую роль, поскольку для человеческого мозга жизненно важны те или иные вещества, которые организм может выработать только с помощью того или иного чувства.

 



 
PR-CY.ru