ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ (Westminster Confession) – вероучительный документ реформатских церквей, выработанный на Вестминстерской ассамблее теологов, собиравшейся в церкви аббатства в Вестминстере (Англия) с 5 июля 1643 г. по 22 февраля  1649 г., и получивший широкое распространение среди пресвитерианских, методистских, конгрегационалистских и баптистских церквей как в Великобритании так и в других странах. Теологи и пасторы Европы провели 1163 полных дня заседаний, чтобы разработать ряд положений христианской веры, предназначенных для протестантских реформатских церквей. Согласно указу английского парламента от 5 июля 1643 г., Вестминстерская ассамблея начала работу по пересмотру «Тридцати девяти статей», имея целью «защитить эти статьи от всяческой клеветы и ложных истолкований». Пересмотру подверглись 15 статей, к которым были добавлены цитаты из Священного Писания – так называемые библейские доказательства. Указом парламента от 12 октября 1643 г. эта работа была приостановлена, но Ассамблея приступила к составлению «Руководства по богослужению», а затем и к подготовке текста исповедания веры в соответствии с «Торжественной лигой и заветом» единого для трёх королевств – Англии, Шотландии и Ирландии. 20 августа 1644 г. был образован специальный комитет, занимавшийся материалами для написания исповедания, куда вошли присутствовавшие на ассамблее представители от английской делегации (Т. Гатакр, Дж. Хойл и др.) и от шотландской (А. Хендерсон, Р. Бейли, С. Ратерфорд, Дж. Гиллеспи и др.). На заседании парламента 7 июля 1645 г. была прочитана небольшая часть исповедания, содержащая учение о Священном Писании, а затем начались дискуссии. Три главных комитета Ассамблеи 16 июля получили текст исповедания, а после подробного обсуждения на последующих заседаниях появился документ от 25 сентября 1646 г., получивший рабочее название «Скромная рекомендация». Его первые 15 глав отослали в палату общин, а 1 октября они поступили в палату лордов. Палата лордов после третьего чтения (6 ноября) единогласно одобрила этот документ, а палата общин решила отложить вынесения своего вердикта до представления полного текста. На заседании Ассамблеи 4 декабря 1646 г. было завершено рассмотрение текста исповедания, и его представили обеим палатам парламента. Вестминстерское исповедание впервые было опубликовано в декабре 1646 г. и предназначалось исключительно для парламента и самой Ассамблеи. Однако палата общин 22 апреля 1647 г. потребовала от Ассамблеи представить библейские доказательства – цитаты из Священного Писания, подтверждающие положения исповедания, что и было сделано 29 апреля. Палата общин к 22 марта 1648 г. завершила изучение Вестминстерского исповедания и внесла несколько изменений, касающихся управления церковью, и дала новое название документу – «Статьи христианской религии, одобренные и принятые обеими палатами парламента в соответствии с Советом, заседавшим по распоряжению парламента вместе с Ассамблеей богословов в Вестминстере». Палата лордов 3 июня 1648 г. дала согласие на все изменения, внесённые палатой общин, за исключением главы 24 («О браке и разводе»), а палата общин 20 июня разрешила публиковать текст исповедания веры вместе с библейскими доказательствами. После выхода в свет Вестминстерское исповедание получило широкое распространение в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии, а также в других странах Европы и на всех континентах, будучи переведённым на многие языки. После смерти Оливера Кромвеля (1599–1658 гг.) парламент принял Вестминстерское исповедание веры, кроме глав 30 («О мерах церковного воздействия») и 31 («О синодах и соборах»). Генеральная ассамблея Церкви Шотландии, собравшаяся 27 августа 1647 г. в Эдинбурге, после тщательного изучения приняла полностью тот вариант, который был написан вестминстерскими богословами, заявив, что «оно в наибольшей степени согласуется со Словом Божьим и ни в чём не противоречит одобренному учению, богослужению, дисциплине и руководству нашей Церкви». Шотландский парламент 7 февраля 1649 г. также поддержал это решение. Вестминстерское исповедание продолжает традицию Ламбетских (1580 г.) и Ирландских статей (1615 г.), состоит из 33 глав, которые, во многом повторяя структуру последних и следуя естественному порядку, рассматривает основные положения христианской веры, начиная от творения и заканчивая Страшным Судом. Оно демонстрирует согласие, установившееся между реформатскими церквами на континенте, в Англии и Шотландии. Вестминстерское исповедание начинается с рассмотрения вопроса о Священном Писании, декларирует его богодухновенность, авторитетность и достаточность как непогрешимого правила веры и практики, противопоставляя это католической вероучительной традиции, которая позволяет церковной традиции быть наряду со Священном Писанием.

 



 
PR-CY.ru