Словарь по христианству В ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ АССАМБЛЕЯ богословов

ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ АССАМБЛЕЯ богословов

ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ АССАМБЛЕЯ богословов (Westminster Assembly of Divines) – собрание делегатов от церковных общин англикан-нонконформистов, пресвитериан и конгреционалистов, названное так по месту его проведения. Вестминстерская ассамблея была созвана британским правительством («Долгим парламентом») в 1643 г. для реформирования английской церкви, в разгар противостояния с королём, завершившегося гражданской войной  и падением монархии. Разработанные на ней догматы и обряды легли в основу пресвитерианской религии. Практически с самого начала Английской революции XVII в. лидеры пуритан стремились реорганизовать Англиканскую церковь, устранив из неё элементы католицизма. Возможности для этого, однако, открылись лишь после начала гражданской войны, когда власть короля, противившегося парламентским реформам в церкви, была сведена к минимуму. Созыв Ассамблеи именно в этот период имел особый смысл в рамках борьбы пуритан с прокатолической политикой роялистов, а сама Вестминстерская ассамблея воспринималась как эсхатологическая победа церкви и торжество её истинного учения. Парламент утвердил без санкции короля акт о созыве Ассамблеи богословов в Вестминстере в июне1643 г. В ней участвовали 121 священнослужителей и богословов, 10 лордов, 20 представителей палаты общин и 8 формально не голосовавших, но влиятельных депутатов от Шотландии, которая была связана с британским парламентом по ковенанту 1604 г. Священники были отобраны таким образом, чтобы они представляли основные течения в английском протестантстве: «епископалисты» – сторонники сохранения епископальной организации англиканской церкви и лояльные королю (почти не принимали участия в заседаниях Ассамблеи, поскольку не было санкции короля на её работу); «пресвитериане» – сторонники ликвидации епископата и введения пресвитерианской системы церковного управления (крупнейшая группа, поддерживаемая парламентским большинством); «индепенденты» – сторонники полной децентрализации церковного управления и ликвидации священнического сана как такового (небольшая, но очень активная группа, имеющая поддержку английской армии во главе с Оливером Кромвелем); «эрастиане» – сторонники подчинения церкви государственной власти. С перерывами Вестминстерская ассамблея заседала до 1647 г., когда было выработано «Вестминстерское исповедание веры» – важнейшая символическая книга, содержащая системное изложение ортодоксального кальвинизма и пользующаяся широким авторитетом среди кальвинистов и части баптистов до настоящего времени (в особенности в англоязычном мире). В Англиканской церкви «Вестминстерское исповедание веры» было принято только до 1661 г. С началом Реставрации делегаты Ассамблеи подверглись преследованиям за нонконформизм, многие из них (в том числе все делегаты-шотландцы) были казнены. Первое заседание состоялось 1 июля 1643 г., а всего за время работы Ассамблеи с 1643 по 1649 гг. было проведено 1163 заседания. Она была фактически подчинена английскому парламенту, который определял её персональный состав, выдвигал вопросы для обсуждения и финансировал её работу. Все участники Вестминстерской ассамблеи единодушно исповедовали кальвинизм Дортского синода (см. Дортский синод), с некоторыми различиями позиций (например, супралапсариев и инфралапсариев в вопросе о предвечности избрания), и решительно противостояли влиянию католицизма, арминианства и антитринитариев. Однако в период работы Ассамблеи выявились разногласия в вопросах о характере предопределения, о критериях уверенности в спасении, о применимости ветхозаветных установлений в христианской церкви и пр. После казни короля Карла I Стюарта (1600–1649 гг.) работа Ассамблеи свелась к аттестации священников и рекомендациям о замещении вакантных церковных кафедр.

 



 
PR-CY.ru