Словарь по христианству В ВЕРОНИКА

ВЕРОНИКА

ВЕРОНИКА – легендарная христианская святая; в православной церкви память совершается 12 июля (по юлианскому календарю), в католической церкви – 4 февраля. Согласно западноевропейским сказаниям (в рукописях с XIII в.), благочестивая иерусалимская женщина предложила Иисусу на пути к Голгофе своё головное покрывало, сложенное втрое, чтобы Он мог обтереть Своё лицо. Когда Иисус стёр пот и кровь с лица, на ткани три раза изобразился нерукотворный лик («истинное изображение» лица Иисуса). Дополнительно к этому общему для христианства преданию православная церковь считает Веронику той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа (Мф. 9:20–22). Существует ряд преданий, призванных придать образу св. Вероники исторические черты. По одной из легенд, она впоследствии проповедовала христианство на юге Галлии. В других легендах её называют греческой царевной или отождествляют с Марфой, сестрой Лазаря. В Италии существовала легенда, согласно которой она исцелила императора Тиберия (14–37 гг.) с помощью своего плата с нерукотворным образом Спасителя. По другим версиям Вероника была внучкой иудейского царя Ирода Великого (73 г. до н.э. – 4 г. н.э.), однако исследователи считают, что это – результат смешения с исторически достоверной его старшей дочерью Вереникой, или же той «кровоточивой женщиной», которая получила исцеление от прикосновения к Христу. Считается, что Вероника умерла в Риме, завещая святыню ученику апостола Петра, папе Клименту I (88/90 – 97/99 гг.). В VII в. нерукотворный лик ещё хранили в церкви св. Марии Маджоре, но показывали очень редко, притом только коронованным лицам. В настоящее время местонахождение покрывала неизвестно. Предполагают, что имя Вероники представляет собой искажённое лат. vera icon («подлинный образ») – так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о св. Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к IV или V в. Она упоминается и в апокрифическом Евангелии Никодима. По другому апокрифу IV в., св. Вероника происходила из города Панеады на Иордане, и её бронзовая статуя (вероятно, Асклепия) считалась целебной при кровотечениях. На славянском языке существует отдельное сказание о св. Веронике, бывшей кровоточивой (из Панеады и эпизод в Нкодимовом Евангелии). Её почитают как покровительницу фотографов и фотодела, поэтому в день почитания святой Вероники (12 июля или 4 февраля) любители и профессионалы фотодела отмечают как свой профессиональный праздник – День фотографа (в России этот день начали отмечать в 2009 г.).

 
PR-CY.ru