ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ - Страница 2

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила, поэтому съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки, советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней; клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины и в вербную кашу для членов семьи. Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре. Считалось, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен после прихода из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы – средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость. До 1917 г. в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест» (вербная неделя сменялась Красной). Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у восточных и частично южных славян, поляков и чехов. Битьё совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором: «Верба красна, бей до слёз, будь здоров!»; «Не я бью, верба бье / За тыждень – Велыкдень; / Будь велыкій, як верба, / А здоровый, як вода,/ А богатый, як земля»; «Вярба б'е – не я б'ю; / За тыдзень – Вялікдзень. / Хвора у лес, на верас, / А здароўе у косці. / Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба». Чаще всего взрослые бьют ребятишек («чтобы росли и были здоровы»). С этой же целью повсюду хлестали скот; в Беларуси (вероятно, в северной её части) скот (как и людей, и пчелиные ульи) били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после трёхкратного битья земли, втыкали ветку вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких. В Беларуси в Гродненской губернии в начале XIX в. привозили в церковь для освящения большую вербу с корнями, после службы обламывали ветки и разносили их по домам. В Польше, в Мазовии молодёжь стегала друг друга вербовыми прутьями – «пальмами» (palmowata się), приговаривая: «Palma bije nie ja bije / Wielki Dzień za tydzień» («Пальма бьёт, не я бью. Пасха через неделю»); в некоторых сёлах стегали только девушки парней. В Чехии в Вербное воскресенье после мессы, наоборот, парни хлестали ветками орешника своих девушек («чтобы были проворными и бойкими»). В то же утро в Вербное воскресенье у кашубов хозяин шёл к соседу и бил его слегка веткой вербы с пушистыми почками (kotkami), повторяя в рифму: «Wierzba bije, jô nie biję,. / Za tidzeń, Wielgi dzeń, / za noce trzë i trzë są Jastrë» («Верба бьёт, я не бью. Через неделю Пасха – Великий день, через три и три ночи Пасхальная ночь»). Сербы в Славонии (около г. Осиека) после обедни хлестали друг друга вербой, повторяя: «Раст' ко врба!» («Расти, как верба»), а в Банате в Вербное воскресенье сербы били вербой лошадей и детей («чтобы росли, как верба»). На Украине было известно проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье (дети съедали почки, «щоб горло не болило»); в Беларуси это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток. В России (например, в Ярославской губернии) их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербных почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье (на Пинщине) в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек («чтобы не болели зубы и не было лихорадки»). В Беларуси отнесение освященных веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье (веткой вербы трижды хлестали по могиле). В польском Поморье (у кашубов), на Западной Украине (во Львовщине), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика) кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста («чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало – шло в гору»). В Болгарии (Добруджа) вербные прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (северо-восточная Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь. Лит: Золотые правила народной культуры / О.В. Котович, И.И. Крук. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010; Квилинкова Е.Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. 2001. № 9, 16, 23 октября; Толстой Н.И. Вербное воскресенье // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Институт славяноведения РАН. М., 1995. Т. 1; Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост. Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. СПб., 1996.



 
PR-CY.ru