ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ

ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ (или неделя ваий) – шестая неделя Великого поста, после которой наступает Страстная неделя. Название недели произошло от того, что ваиями (ветвями финиковой пальмы или иерусалимской ивы) иудейский народ встретил Иисуса Христа, за пять дней до Своей крестной смерти вошедшего в Иерусалим (Ин. 12: 12–13). В воспоминание этого события земной жизни Спасителя церковь назвала шестой воскресный день Великого поста Вербным воскресеньем, причём на утрени этого дня молящиеся держат в руках пальмовые ветви (а за неимением их – ветви вербы). Христианское представление об этом дне наложилось на древние обычаи, поэтому главные народные обряды этой недели также связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. С Вербной неделей, особенно с её последними днями, связано много народных примет, связанных с погодой и будущим урожаем: «Если вербная неделя вёдренная, с утренниками – то яровые хорошие будут». В понедельник на шестой неделе тёща приносила в дом молодого зятя подарки – желая добра молодой паре. В Вербную субботу, которую в честь воскресения Лазаря называли Лазаревой, во многих русских деревнях праздновали весело и многолюдно, ломая вербы. В полночь молодёжь обходила дома с песнями и кричала у ворот: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, гости слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми». В субботу люди готовили брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник. В Беларуси в некоторых местах в этот день пекли хлебцы по количеству членов семьи, а в одном из хлебцев запекали монету. Считалось, что кому доставался этот хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год; девушкам такой хлебец предвещал выгодное и счастливое замужество. Также выполняли ряд магических действий на достижение задуманного (внимание избранника, замужество, избавление от головной боли). У сербов этот день называется Врбица – в этот день освящают веточки вербы. У чехов и словаков обряд бития вербными веточками существует в Пасхальный (Поливальный) понедельник. У гагаузов и болгар накануне Вербного воскресенья исполняли весенний девичий обряд лазарования, который сохранился до наших дней. Лазаровали девочки 7–10 лет, которых называли «лазарки». Они ходили по домам по трое с пением лазарских песен; одна из лазарок изображала «невесту». Её лицо обычно было закрыто белой коротенькой фатой или платком. Участниц одаривали сырыми яйцами и мелкой монетой. У восточных и некоторых южных славян праздник посвящён весеннему возрождению природы, вегетации, вербе. Большой праздник  (Вербное воскресенье) – самый любимый праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл этнически самобытные, черты, что объясняется многими причинами, и прежде всего, ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озёрами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, повествующая о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй, будто она плодовитее. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

 



 
PR-CY.ru