ВЕНЧАНИЕ, церковный брак - Страница 2

Существенным моментом признавалось выражение женихом и невестой согласия на супружескую жизнь. Эту точку зрения удержало католичество. В протестантизме имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд «браковенчания», однако церковным таинством такое благословение протестантами не признаётся. В Русской православной церкви венчание считается единственной формой заключения брака (Русская православная церковь выразила своё отношение к браку в «Основах социальной концепции»). Свод законов Российской империи (т.10, ч. 1, ст. 1113) гласит: «Брак во всех вероисповеданиях, терпимых в Российской империи, не исключая магометан, евреев, ламантов и язычников, признаётся законным, когда оный совершён по обрядам их веры и по установленным правилам». В древней Руси венчание было формой заключения брака у верхнего слоя народа, которое медленно, лишь после борьбы, проникло в низы (конец XVII в.). Традиционно бракосочетанию предшествует помолвка – уведомление окружающих, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания. Венчанию в православной церкви предшествуют «обыск» и «оглашение», имеющие целью выяснить, нет ли препятствий к браку. До 1775 г. обручение отделялось от венчания более или менее значительным промежутком времени, однако разрыв сговора после обручения умалял значение последнего; из-за этого обручение и венчание стали совершать в одно время. Распитие общей чаши совершалось вначале на брачном пиру, но затем стало принадлежностью священнодействия, как символ испития общих бед и радостей супругов в будущей семейной жизни. Согласно христианскому вероучению, супружество благословил Иисус Христос, когда совершил первое чудо на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино. В первые века христианства церковный брак заключался в Божьем благословении, которое получали жених и невеста через архиерея, позднее через иерея. О его обязательной необходимости писал ещё в конце I – начале II в. Антиохийский архиепископ Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть всё будет во славу Божию». Вступая в брак, юноша и девушка давали друг другу перед священником обещание в супружеской верности, после чего священник давал благословение на рождение и христианское воспитание детей. О том, что в древности священник давал благословение на супружество, свидетельствуют Иоанн Златоуст, архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (около 330 – 379 гг.), Григорий Богослов (Назианзин; около 330 – около 390 гг.), богослов Мефодий Патарский (около 260 – 312 гг.). Армянская церковь седьмым каноном Шахапиванского собора 444 г. также признала необходимость церковного обряда для действительности брака. В Византийской империи долгое время, до предписания в 1092 г. императора Алексея I Комнена (1081–1118 гг.), заключение брака регулировалось нормами римского права, которое требовало юридического оформления (заключения письменного договора) только для высших сословий. Новелла 89 Льва VI Мудрого (886–912 гг.), изданная около 895 г., предписывала заключать брак только с церковного благословения и касалась лишь свободных лиц (т.е. не рабов). Окончательное запрещение заключения брака без ведома и благословения приходского священника последовало при императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) и патриархе Афанасии I (1289–1293, 1303–1309 гг.). Из Канонических ответов Киевского митрополита Иоанна II (1078–1089 гг.) исследователям видно, что русский народ считал венчание принадлежностью брака князей и бояр, продолжая придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест (подобная практика встречается по памятникам до конца XVII в., а реальной жизни – и в современности). В государственно-правовом смысле церковный брак (в противоположность гражданскому браку) есть признаваемый государством брак, заключённый (зарегистрированный) в религиозных институтах. До начала XX в. он был единственным видом брака, который в большинстве стран Европы имел юридические последствия (в России он был упразднён в 1918 г., после Октябрьской революции).



 
PR-CY.ru