ВЕНИАМИН, Казанский Василий Павлович - Страница 6

Митрополит Вениамин 19/6 апреля утвердил разработанный петроградской единоверческой общиной (бывшее Единоверческое братство) проект правил избрания кандидата в единоверческие епископы, а 31 мая в Никольском единоверческом храме после совершённой им литургии состоялись выборы Охтинского епископа, которым стал Симон (Шлеев), хиротонисанный 6 июня в Троицком соборе Александро-Невской лавры (он считался не викарным, но состоявшим «в зависимости» от Петроградского митрополита). На Поместном соборе 7 декабре 1917 г. митрополит Вениамин был избран заместителем члена Священного Синода, а 25 сентября 1918 г. его вызвали для присутствия в Синоде. В Высшее Церковное Управление митрополит Вениамин сделал несколько представлений по вопросам брака и развода, ходатайствовал об организации на местах приходских судов (последнее было признано несвоевременным и отклонено). Ему 23 декабря 1918 г. было поручено представить Синоду свои соображения по вопросу об установлении однообразного порядка в отношении совершения литии на всенощном бдении или на утрени в приходских и монастырских храмах, в частности, в отношении тех облачений, в которых архиереи, священнослужители и священномонашествующие должны совершать литию. Митрополит Вениамин 31 декабря 1917 г. возглавил в Ревеле хиротонию архимандрита Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского, а в 1919 г. несколько месяцев временно управлял Олонецкой епархией. В начале октября 1919 г. он побывал в Петрозаводске, затем направил в Высшее Церковное Управление представление об утверждении настоятельницы Ладвинского монастыря. В том же году временно управлял частью Псковской епархии, которая не была занята немецкими войсками. Из-за нарушения связи с зарубежными храмами, находившимися в ведении Петроградских митрополитов, Вениамин 21 июня 1921 г. в письме митрополиту Евлогию (Георгиевскому) выразил согласие на передачу ему управления этими приходами. Постепенно отношение государства к церкви становилось всё жёстче. Деятельность Петроградского епархиального совета была прекращена 5 октября 1920 г. Во время подавления Кронштадтского восстания (28 февраля – 17 марта 1921 г.) были расстреляны несколько священников. Митрополита Вениамина 16 июля 1921 г. вызвали в ЧК, где взяли с него подписку о невыезде. Летом 1921 г. 34 губернии страны были охвачены сильнейшей засухой, в результате которой начался голод. После издания патриархом Тихоном послания о помощи голодающим митрополит Вениамин 23 июля 1921 г. предложил правлению Общества православных приходов образовать комиссию для приёма и передачи пожертвований во Всероссийский комитет помощи голодающим (Помгол); председательство в комиссии он принял на себя. В праздник Успения Пресвятой Богородицы он распорядился прочитать в храмах послание патриарха и произвести сбор в помощь голодающим. После роспуска Помгола 8 сентября выпустил распоряжение, в котором говорилось о прекращении деятельности комиссии, пожертвования предложил представлять в комиссии помощи голодающим при местных районных советах. Митрополит Вениамин 20 декабря 1921 г. обратился к петроградскому духовенству с посланием, в котором, в соответствии с «Обращением» патриарха Тихона, призвал воздержаться от богослужебных нововведений. С конца января 1922 г. в газетах начали появляться статьи, в которых говорилось о необходимости использовать церковные ценности для покупки за границей продовольствия для голодающих. В газете «Петроградская правда» 18 февраля 1922 г. была опубликована статья протоиерея Александра Ивановича Введенского (1889–1946 гг.) «Церковь и голод: Обращение... к верующим», содержавшая демагогические обвинения в адрес петроградского духовенства. Данная публикация была одной из многих, появление которых предшествовало изданию 23 февраля декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей. После опубликования декрета митрополит Вениамин пошёл на переговоры с городским руководством, а 6 марта передал городским властям заявление, в котором содержались условия передачи церковных ценностей. Переговоры закончились соглашением, учитывавшим ряд требований Петроградского архиерея: духовенству предоставлялась возможность присутствовать и производить изъятие, участвовать в запечатывании, установлении веса ценностей, в переплавке; предметы, имеющие для верующих особое значение, могли быть заменены соответствующим металлом по весу и т.д.

 



 
PR-CY.ru