ВЕНИАМИН, Казанский Василий Павлович - Страница 3

На епархиальном съезде в мае 1917 г. проходили выборы Петроградского архиерея. В первом туре было выдвинуто 11 кандидатов, во втором туре их осталось трое: Финляндский и Выборгский архиепископ Сергий (Страгородский), Уфимский и Мензелинский епископ Андрей (Ухтомский) и епископ Вениамин, который 24 мая был избран на Петроградскую кафедру (976 голосами из 1561). На следующий день Синод утвердил его архиепископом Петроградским и Ладожским, а интронизация состоялась 28 мая в Исаакиевском соборе; 26 мая из управления Петроградского архиерея была изъята Александро-Невская лавра и подчинена Синоду. Титул архиепископа Вениамина 17 июня 1917 г. был изменён на Петроградский и Гдовский. Он стал первоприсутствующим Петроградской конторы Синода, открытой 26 июля ввиду предстоящего Поместного собора (закрыта постановлением Высшего Церковного Управления от 6 апреля/24 марта 1918 г.). Вениамин был возведён в сан митрополита постановлением Синода от 13 августа 1917 г. (утверждено Временным правительством 14 августа), а 15 августа он участвовал в открытии Поместного собора Российской православной церкви 1917–1918 гг. в Москве. Как член Собора занимал митрополичьи покои в кремлёвском Чудовом монастыре, находился в Кремле во время обстрела его отрядами, действовавшими на стороне большевиков (28 октября – 3 ноября 1917 г.). Узнав об убиении в Царском Селе протоиерея Иоанна Кочурова, митрополит Вениамин принял участие в материальном обеспечении его семьи, участвовал 21 ноября в интронизации патриарха Тихона (Белавина). После опубликования 31 декабря 1917 г. проекта декрета по вопросам отделения церкви от государства митрополит Вениамин 10 января 1918 г. обратился с письмом в СНК, в котором говорилось: «Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу... Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния». Официального ответа не последовало, но В.И. Ленин, ознакомившись с письмом митрополита, наложил резолюцию, призывая коллегию при Комиссариате юстиции поспешить с разработкой декрета об отделении церкви от государства. В первой половине января в Петрограде началась ликвидация дворцовых и некоторых домовых церквей, а 3 января была закрыта Синодальная типография. Собрание духовенства Петроградской епархии под председательством митрополита Вениамина 11 января заявило о своём протесте против действий властей, а 13 января Комиссариат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Александро-Невской лавры. Собрание духовенства и прихожан 14 января вынесло резолюцию о недопущении «отобрания имущества у монастырей и храмов», а на собрании 16 января в присутствии митрополита Вениамина было решено под данной резолюцией собрать подписи по городским храмам и послать их властям. 19 января произошло столкновение между прибывшими в лавру красноармейцами и собравшимся народом, во время которого был смертельно ранен протоиерей Пётр Скипетров, а 20 января митрополит Вениамин отдал распоряжение о совершении на следующий день общегородского крестного хода к лавре в защиту церкви (во время этого грандиозного крестного хода митрополит дважды обращался со словом о гонениях на церковь). 26 января 1918 г. (по определению Собора от 25 января) митрополит Вениамин был назначен священноархимандритом Александро-Невской лавры. В первую очередь, он обратил внимание на совершение в ней богослужений, направив 14 февраля в духовный собор лавры следующую записку: «Предлагаю духовному собору... иметь неослабное наблюдение за точностью исполнения церковного устава и благоговейным совершением богослужений в лавре». Синод 4 июля 1919 г. поручил ему организацию просветительской деятельности лавры. Наместником лавры 14 декабря стал иеромонах Николай (Ярушевич), возведённый на следующий день в сан архимандрита. Совет комиссаров Союза коммун Северной области 7 августа 1918 г. принял постановление о немедленном закрытии домовых церквей, но митрополиту Вениамину удалось преобразовать домовые храмы, имевшие отдельные здания, в приходские.

 



 
PR-CY.ru