ВЕЛИЧАНИЕ

ВЕЛИЧАНИЕ – стих в честь Иисуса Христа, Божьей Матери или празднуемого святого, которые поётся на всенощной священнослужителями среди церкви, а певчими – на клиросе; ритуальное восхваление, прославление участников семейных и календарных обрядов в песенной форме (преимущественно у восточных славян). В ряде православных церквей это – краткое торжественное молитвенное песнопение, употребляемое на службе с полиелеем или на всенощном бдении. Название происходит от слова «величаем», с которого начинается большинство данных песнопений. Величание поётся как припев к стихам избранного псалма (отсюда второе название – «припевы»). В греческом православии величания не употребляются, а схожий термин обозначает припевы на девятой песне канона утрени в праздничные дни или особый припев к молебному канону. Происхождение величания связано с припевами к семнадцатой кафизме, употребляемых за богослужением Великой субботы. Использование таких припевов в Иерусалимской церкви зафиксировано в «Иадгари» (грузинский перевод гимнографического приложения к Лекционарию VIII–IX вв.). В XIII–XIV вв. появляются циклы припевов к семнадцатой кафизме для богослужения праздников, написанные по аналогии с припевами Великой субботы. Например, на Успение Богородицы (XIII в.), на Усекновение главы Иоанна Предтечи (XIV в.), на Собор трёх святителей (XIV–XVII вв.) и др. Византийский учёный и церковный деятель Никифор Влеммид (1197/1198 – около 1269/1272 гг.) на основе Псалтыри составил избранные псалмы для утрени великих праздников и дней памяти особо почитаемых святых; в качестве припева к ним использовалось «Аллилуйя». В XIII–XIV вв. вместо «Аллилуйя» были составлены особые припевы стихов полиелея и избранных псалмов. В греческой церкви данные припевы не получили распространения и в современном богослужении употребляются только для общего избранного псалма для Богородичных праздников. В православных церквах славянских стран греческие припевы не получили употребления, вместо них были составлены свои оригинальные циклы припевов для избранных псалмов. Основой цикла припевов, получивших название «величание», стал первый припев непорочных Великой субботы – «Величаем Тя, Иисусе Царю, и чтём погребение и страдания Твоя, имиже спасл еси нас от истления». Его структуру повторяют большинство величаний. Исключения составляют величания преподобным (начинаются со слова «ублажаем») и общие величания Богородице («Достойно есть величати тя…» и «Песнь всяку духовну принесём Богородице…»). Старец псковского Спасо-Елеазарского монастыря Филофей (около 1465 – 1542 гг.) составил припевы для праздников и почитаемых святых, которые не имели связи с традиционными припевами на семнадцатой кафизме. Эти припевы получили распространение в румынских, болгарских, сербских и украинских богослужебных сборниках, где их помещали часто вместе с величаниями, но в Русской церкви сочинения монаха Филофея не прижились. Традиционно величания, как приложения к избранным псалмам, публиковались в Следованных Псалтирях и Ирмологиях. Впервые сборник величаний был выпущен в 1789 г., где они были расположены в порядке их употребления в церковном году. В Типиконе, Минеях (за исключением Общей) и Триодях величания не публикуются (однако имеются отдельные исключения, например, общее величание Богородице приводится в современном Типиконе Русской православной церкви). Величания используются в богослужении наряду с другим важнейшими праздничными гимнографическими сочинениями – тропарём и кондаком. Типикон предписывает пение величания попеременно двумя хорами. Согласно богослужебным указаниям величания поются, главным образом, на праздничной утрене в качестве припева к избранному псалму. При этом во время пения величания в честь святого, которому совершается бденная служба, открывают Царские врата, а всё духовенство встаёт на середине храма, на главный аналой кладётся икона праздника или святого. При пении величания святому, которому совершается полиелейная служба, Царские врата не открывают, в центр храма выходит только служащий священник с диаконом для совершения малого каждения. Если день памяти бденного или полиелейного святого, а также богородичного праздника совпадает с воскресным днём, то избранный псалом и величание поются между полиелейными псалмами и тропарями по непорочных, но без «Слава: И ныне». Кроме утрени величания поют после отпустов служб суточного круга в праздники, на молебнах и крестных ходах, при перенесении мощей.

 
PR-CY.ru