ВЕЛИКИЙ (Страстной) ЧЕТВЕРГ, Чистый четверг, Великий четверток - Страница 3

Отрывок из Книги Исход напоминает христианам, что однажды народ Божий в страхе и трепете уже предстоял недоступному и непостижимому Богу, в то время, как на Тайной вечери тот же самый Бог Сам снизошёл к апостолам и дал им Свои Тело и Кровь. Вторая паремия напоминает, что после долгих богоисканий Иова и попыток построения теодицей его друзьями Бог Сам явился Иову и говорил с ним. В присутствии Его все вопросы и недоумения рассеялись: на вопрос Бога «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов. 38:2) Иов отвечает: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5–6). Евхаристия даёт верующему возможность личной встречи с Богом. Третья паремия представляет собой пророчество Исайи о страданиях и торжестве Христа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50:6)… Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10). В следующем за паремиями апостольском чтении (1 Кор. 11:23–32) верующим напоминается, к какому великому и страшному таинству они дерзают приступать. Евангельское чтение Великого четверга включает в себя Мф. 26:1–75 (со вставками Лк. 22:43–45 и Ин. 13:3–17), что охватывает следующие события: планы первосвященников убить Иисуса, вечеря в Вифании и помазание Иисуса миром, планы Иуды о предательстве, омовение Иисусом ног учеников, собственно Тайная вечеря, предсказание об отречении Петра, молитва в Гефсимании, арест Иисуса и предательство Иуды, суд синедриона над Иисусом и Его избиение, передача Иисуса синедрионом Пилату, отречение Петра. Особенностью собственно литургии является исполнение особого песнопения «Вечери Твоея тайныя» вместо Херувимской песни, причастного стиха, «Да исполнятся уста наша» и во время причащения мирян. После заамвонной молитвы по уставу полагается обряд омовения ног (в Русской церкви совершается при архиерейском служении в кафедральных соборах и в некоторых монастырях). При этом читается соответствующий текст из Евангелия от Иоанна (Ин. 13:1–17). «12 Евангелий Святых Страстей Христовых» – православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого – перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой, а затем делают на косяках дверей знак креста четверговым огнём и сохраняют его в лампадах до Пасхи.

 



 
PR-CY.ru