Словарь по христианству В ВЕЛИКИЙ (Страстной) ЧЕТВЕРГ, Чистый четверг, Великий четверток

ВЕЛИКИЙ (Страстной) ЧЕТВЕРГ, Чистый четверг, Великий четверток

ВЕЛИКИЙ (Страстной) ЧЕТВЕРГ, Чистый четверг, Великий четверток – четверг Великой седмицы, в который церковь вспоминает Тайную вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. В Великий четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей (вообще, как всякая литургия, и, в частности, как совершающаяся в день ежегодного воспоминания об этом событии). В связи со значительностью вспоминаемого события, литургия имеет ряд присущих только ей особенностей. Литургия совершается после вечерни («полные» (т.е. с евхаристическим каноном) литургии совершаются, таким образом, только в Великий четверг, Великую субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления), в связи с этим древние уставы даже разрешали приступать к евхаристии не натощак. Предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. Освящение мира в этот день связано с тем, что в древности крещение оглашенных совершалось в Великую субботу или Пасху. После литургии совершается обряд «Умовения ног», напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. На практике обряд совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и некоторых монастырях. По византийской традиции совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере. В древности с литургией соединялись особые покаянные чины, в послевизантийской практике Афона и Русской церкви в этот день совершалось общее елеосвящение. В связи с особым воспоминанием Тайной вечери в этот день причаститься стремятся даже те христиане, кто сохраняет сложившуюся в синодальный период практику редкого причащения. Общая трапеза после литургии имеет особый статус и чин, даже самые строгие уставы позволяют ради этого смягчение поста. По народным поверьям в этот день принято мыть и украшать жилище, красить яйца, печь куличи, купаться (отсюда «чистый четверг»). Утреня совершается по чину великопостной, т.е. после шестопсалмии поётся Аллилуйя со стихами. В Великие четверг и пятницу вместо Троичных тропарей троекратно поётся тропарь «Егда славные ученицы», напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе». Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся. После тропаря читается повествование о Тайной вечери в изложении Луки (Лк. 22:1–39). В отличие от всех будних дней Великого поста, а также и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным, т.е. содержит восемь песней. По первым словам первого ирмоса канон Великого четверга обычно называется «Сеченое сечется».

 



 
PR-CY.ru