Словарь по христианству В ВЕЛИКИЙ КАНОН

ВЕЛИКИЙ КАНОН

ВЕЛИКИЙ КАНОН – гимнографическое произведение архиепископа Андрея Критского, название которого отражает как широту раскрытия главной темы – покаяния, так и объём текста: согласно современной печатной Триоди, он включает более 200 тропарей во всех девяти песнях (включая вторую, в большинстве других канонов отсутствующую), не считая ирмосов, троичнов и богородичнов. По содержанию Великий канон непосредственно не связан с общественными богослужениями Великого поста; исследователи считают, что преподобный Андрей не предполагал, что он получит общецерковное употребление. Некоторые строки канона дают исследователям основание считать, что он был написан преподобным в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в других приводятся примеры из Священного Писания о грехе и покаянии. Великий канон включает все важнейшие библейские образы, как правило, в соответствии с хронологией. Образам Ветхого Завета посвящено большинство тропарей Великого канона. В восьмой песне подведён итог его изложению: «Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию». Новозаветная тематика эпизодически появляется в первой – восьмой песнях канона, но в основном она развивается во второй половине восьмой и в девятой песнях. Метрика тропарей в каждой из песней в целом стабильна и близко следует метрике ирмоса, но число слогов в тропарях и место главного ударения может меняться. Великий канон представляет собой одно из самых ярких произведений византийской церковной поэзии. Его богослужебное употребление впервые зафиксировано в памятниках студийской традиции (в Ипотиписисе); его предписывают петь в четверг пятой седмицы Великого поста. Текст Великого канона встречается уже в древнейших известных греческих и славянских рукописях Триоди. В греческой Постной Триоди X в. он отделён от рядового дневного последования четверга пятой седмицы заголовком: «В тот же день седальны, поемые на Великий канон» (исследователи полагают, что это указывает на то, что он не так давно был добавлен к корпусу песнопений Триоди). Триодь XI в. предписывает петь Великий канон в пятое воскресенье поста; в ней предписано петь его по частям на пятой седмице с понедельника по пятницу. Подобное разделение канона (исследователям не совсем ясно, относящееся ли к пятой или первой седмице) указано соответственными пометами на полях в славянской Триоди XII–XIII вв. Таким образом, первоначально Великий канон был привязан к пятой седмице поста, но не обязательно к четвергу. В Великом каноне кроме собственных тропарей имеются и тропари, посвящённые Марии Египетской и Андрею Критскому, которые появились в отдельных рукописях после XI в., но они нередко отсутствуют и в более поздних текстах (например, в рукописи первой половины XIV в.). В рукописи XII в. перед тропарями Великого канона выписаны стихи библейских песней. Если стихов не хватает, они повторяются; некоторые приписаны другим почерком.

 
PR-CY.ru