ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ

ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ – сборники, содержащие, в отличие от миней (месяцесловов), не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления. Начало формирования Четьих-миней на Руси исследователи относят ещё к домонгольскому времени. Первые Четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, включали и русские сочинения (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как Четья-минея на май, помещается «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского»). Определённая переработка Четьих-миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен). В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Московского и всея Руси Макария (около 1482 – 1563 гг.) – свод  из двенадцати книг, который включал оригинальные и переводные труды – житийные и церковно-учительные (поучения, послания, толкования и сочинения Отцов церкви), разнообразные исторические и публицистические произведения, сказания и хождения, уставы, акты, грамоты, кормчие книги (сборники церковных и светских законов) и даже апокрифы. Это – своего рода свод всей литературы Древней Руси, где автор, ещё в бытность его архиепископом новгородским, «собрал все книгы рускыя земли». Великие Четьи-минеи создавались Макарием четверть века и включали почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси, в основном, «святых», для «душеспасительного» чтения на каждый день. За каждым почти житием или сказанием следуют «поучения» или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов Отцов церкви, а также и сочинения светского характера (например, древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др.). Каждая книга содержит до 1500–2000 листов большого формата. Дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений. Например, на день памяти Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии. Особо почитали Четьи-минеи Макария старообрядцы: выписки из книг часто встречаются в составе старообрядческих «Цветников». В XVII в. Четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (1627–1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (1646–1654 гг.). Это – рукописи, первая из них находится в библиотеке Сергиевой лавры, вторая – в синодальной библиотеке в Москве. В конце XVII в. составление Четьих-миней предпринимает Ростовский митрополит Димитрий. Его Четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 гг., включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий-миней митрополита Макария, Acta Sanctorum (издававшихся болландистами) и ряда других источников (этому труду присущи начала исторической критики). В течение трёхсот лет после создания Четьих-миней Димитрием Ростовским был открыт и введён в научный оборот целый ряд древних рукописных житий и хроник, о существовании которых на рубеже XVII–XVIII вв. не было известно. Уже в первой половине XIX в. митрополит Московский Филарет (Дроздов), ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Заканчивая последний, четвёртый том за три летних месяца, Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвящённом ему, протоирей Александр Державин (1864–1933 гг.) писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-миней. После кончины Димитрия Четьи-минеи были дополнены житием самого святителя, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга церковного историка Евсевия Памфила (около 263 – 340 гг.) «Жизнь блаженного василевса Константина» (подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-минеях). Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России. Исследователи отмечают, что традиция дополнения Четьих-миней всегда существовала в русской агиографии.

 
PR-CY.ru