ВЕЛИКИЙ (Страстной) ВТОРНИК

ВЕЛИКИЙ (Страстной) ВТОРНИК – вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Во вторник утром Иисус пришёл из Вифании в Иерусалим и учил народ. В этот день Он рассказал ученикам о втором пришествии (Мф. 24), притчу о десяти девах (Мф. 25:1–13), притчу о талантах (Мф. 25:14–30). Первосвященники и старейшины искушали Его вопросами (Мк. 11:27–33), хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка (Мф. 21:46), восхищался Его учением (Мк. 11:18) и внимательно Его слушал (Мк. 12:37). Во время богослужения читаются эти последние беседы Христа с учениками и Его последние притчи. Утреня совершается по чину великопостной, т.е. после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы «Се Жених грядёт в полунощи». Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся. После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ об ответах Иисуса на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю), саддукеев (о воскресении мёртвых) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе), а также о последующем обличении Иисусом фарисеев и книжников (семикратное «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!»). Канон утрени Великого вторника представляет собой двупеснец (т.е. содержит только две песни из девяти возможных: восьмую и девятую) византийского церковного поэта VIII в. Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире). Упоминаемый здесь чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что этот важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон. В Великий вторник (как и Великие понедельник и среду) часы совершаются по образцу великопостных – с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина (около 306 – 373 гг.). Особенностью часов этих трёх дней являются чтение Евангелия на каждом часе.

 



 
PR-CY.ru