ВЕЛИКАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА, Великий пост - Страница 2

Духовенство подчёркивает, что к правилам поста нужно стремиться, но их выполнение зависит от сил верующих и обстоятельств. Поэтому неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься ещё более лёгким постом, например, только в первую неделю поста и в страстную седмицу. Общее правило: во время поста нельзя употреблять мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем один раз в день. По субботам и воскресеньям разрешается постное масло, вино, и можно есть два раза в день. Великому посту предшествуют три подготовительные недели, в течение которых церковь начинает постепенно готовиться к Великому посту. Во время первой подготовительной недели нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Во время второй – среда и пятница постные. Третья подготовительная неделя называется «Мясопустной» (или «Сырной»), или по народному – «Масляница». В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; однако можно потреблять молоко, яйца, рыбу и всё другое. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения. Первая и последняя недели Великого поста отличаются своей строгостью, а Богослужения – продолжительностью. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, елей и вино. Разрешается есть рыбу, в Вербное Воскресенье (называется также Вход Господень в Иерусалим) употреблять елей и пить вино. Великая Пятница – день строгого поста, когда ничего нельзя есть. Если кому это трудно, то они ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и пьют воду. По праздникам, которые совпадают с постом, пост становится менее строгим (например, по субботам и воскресеньям дозволяется постное масло и вино, в Лазареву субботу можно есть икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим дозволяется рыба). В молитвах говорится «поститесь постом приятным», что означает: нужно устроить себе такую программу поста, которая будет приятной, духовно приятной (мы как бы принимаем духовный душ и духовно подтягиваемся). Однако нужно знать свои силы и не поститься слишком много или слишком мало. В первом случае можно пасть в разочарование или уныние, а в другом случае – не достигнуть нужного духовного и телесного напряжения (т.е. подвига). Если начать исполнять правила, которые не по силам, то можно этим принести много вреда и своему телу, и своей душе. Богослужение отличается тем, что во всё продолжение Великой четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника), а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвящённых даров, в воскресенье – Василия Великого, а по субботам – обычная, Иоанна Златоуста. Особенной службой отличаются: пятница первой недели (память Феодора Тирона и благословение Колива); в четверг пятой недели читается житие Марии Египетской и поётся Великий канон. В субботу пятой недели (называемой «акафистной») в похвалу Богородицы совершается «неседальное пение». Среда четвёртой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» св. Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»). Великая четыредесятница установлена в первые века христианства. В католической церкви она начинается с середины первой недели Великого поста, называемой «пепельной», из-за обычая посыпать пеплом голову при богослужении, введённого папой Григорием I Великим (590–604 гг.). См. также Великий пост.



 
PR-CY.ru