Словарь по христианству В ВЕЛИКАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА, Великий пост

ВЕЛИКАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА, Великий пост

ВЕЛИКАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА, Великий пост – время строгого воздержания, приготавливающее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великая четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Великий пост начинается за семь недель до праздника Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней. Не считая Вербного воскресенья, во всей Великой четыредесятнице остаётся пять воскресных дней, из которых каждый посвящён особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Дни от Рождества Христова до Великого Поста (масленицы) называются рождественским (или зимним мясоедом). Этот период содержит три сплошные седмицы – Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешено есть рыбу, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фарисея» («неделя» по-церковнославянски означает «воскресенье»). В следующую (после сплошной) седмицу в понедельник, среду и пятницу рыбу есть уже не разрешается. В понедельник – пища с маслом, в среду и пятницу – холодная без масла (это установление имеет целью постепенно приготовить к Великому посту). Мясо в последний раз перед постом разрешается в «Неделю мясопустную» (воскресенье перед масленицей). В следующую седмицу – сырную (масленицу) всю неделю разрешается есть яйца, рыбу, молочные продукты, но мяса христиане уже не едят, заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы – Прощёное воскресенье (этот день ещё называют «Неделей сыропустной»). Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста (в понедельник, среду и пятницу) – холодная пища без масла, во вторник и в четверг – горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и (если это необходимо для здоровья) немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае не водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг разрешается есть пищу с растительным маслом, в понедельник, в среду и в пятницу – горячую пищу без масла (справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири). Рыбу разрешается есть два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается есть рыбную икру. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи). В светлую (сплошную) седмицу (неделю после Пасхи) скоромное разрешается во все дни недели. Сплошной называется неделя между Троицей и Петровым постом. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается есть рыбу по средам и пятницам. Составить один пост для монахов и духовенства, а другой для мирян (с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п.) очень сложно, поэтому в православной церкви в правилах поста даётся только максимум, один и тот же пост для всех; нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. Но при этом говорится, что нужно помнить: все мы немощные, и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что не по силам, поэтому миряне (в большинстве случаев) как-то облегчают себе пост.

 



 
PR-CY.ru