ВЕЛИКАЯ СУББОТА - Страница 9

Из известных ныне Типиконов эта особенность сохраняется только в Студийско-Алексиевском 1034 г. Типиконе (по другим Типиконам, Великая суббота – это далеко не единственный пример службы с кафедральным славословием). Её возникновение связано с тем, что в Типиконе Великой церкви (откуда в студийском Синаксаре заимствована система библейских чтений) Великая суббота – единственная утреня в году, имеющая не только Евангелие, но целую службу чтений в конце, и эти кафедральные чтения перешли в студийский Синаксарь вместе с кафедральной редакцией славословия. Ещё одна общая для ранних памятников особенность – полноценное вкушение пищи в трапезной после окончания литургии, причём разрешались рыба и даже молочное и яйца (кроме Типикона Георгия Мтацминдели). В позднейших южноитальянских памятниках во время трапезы дозволялось есть только особый хлеб, овощи и вино, а в Евергетидском Типиконе скудную трапезу предписано совершать в храме. Ранние памятники после окончания трапезы предлагают читать лишь конечное Трисвятое (иногда с тропарём в конце); более поздние имеют особую службу (повечерие или «паннихис»). Повторный вход, в противоположность первому, происходит торжественно, в сослужении всего духовенства обители (вечерня до паремий совершалась одним священником вместе с диаконом), и имеет следующий порядок. На последней паремии все священники и диаконы облачаются в белое и после окончания чтения входят с Евангелием (предваряемые диаконами с кадилами и свечами) из притвора в храм и затем в алтарь при пении Пс. 31. Удваивание вечернего входа (из-за которого первый вход, единственный по остальным источникам, в афоно-итальянских памятниках превращается из входа с Евангелием во вход с кадилом) связано со следованием древней традиции, когда после прочтения паремий в храм входили новокрещёные во главе с епископом, но теперь вместо новокрещёных из притвора в храм входит духовенство в белых ризах. В качестве святоотеческих чтений на утрене Великой субботы используются те же слова святителей Григория Антиохийского (Студийско-Алексиевский Типикон, Типикон Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон) и Епифания Кипрского. Практика малоазийского и отчасти константинопольского монашества конца XI в., имеющая в своей основе студийскую, но уже удаляющаяся от неё, описана в Евергетидском Типиконе, который в целом соответствует Студийско-Алексиевскому. Иерусалимский устав, вопреки своему названию основывающийся не на древней иерусалимской, а на студийской практике и повсеместно принятый в православной церкви с XIII–XIV вв., описывает богослужение Великой субботы в целом. Оно сходно со студийскими памятниками (поэтому данные Иерусалимского устава расходятся с данными палестинских литургических памятников монастырского происхождения старше XI в.), где служба Великой субботы описана сходно с древними кафедральными иерусалимскими Лекционариями, в первую очередь, с Евергетидским Типиконом. Важнейшее отличие некоторых ранних рукописей Иерусалимского устава от Евергетидского состоит в прибавлении к непорочным на утрене воскресных тропарей «Ангельский собор», а к стихирам Великой субботы на «Господи, воззвах» на вечерне воскресных стихир первого гласа. Эти прибавления усиливают тему Воскресения Христова в богослужении Великой субботы и отдалённо напоминают о древней иерусалимской традиции. Связь богослужения Великой субботы с обычной воскресной службой в Иерусалимском уставе подчёркивается также сходством между последованиями обычного бдения под воскресенье и пасхального бдения (т.е. вечерней службы Великой субботы). Содержание Великой субботы особо раскрывается в гимнографии утрени. В чине акцентируется Пс. 118, используемый по уставу и на воскресной, и на заупокойной службе. Пс. 118 напоминает, что Великая суббота – это воспоминание одновременно Смерти и Воскресения Спасителя. Оканчивается утреня службой чтений, как бы заменяющей собой отсутствующую литургию. Великая суббота, по 64-му Апостольскому правилу, – единственная постная (т.е. не имеющая утренней литургии) суббота в году. Перед службой чтений, как и на литургии, совершается вход. К XVI в. общепринятой сделалась практика при совершении этого входа обертывать Евангелие возду́хом – тогда Евангелие символизирует Тело Христа, а возду́х – погребальную плащаницу. После XVI в. плащаница стала самостоятельным литургическим предметом, используемым начиная с Великой пятницы и вплоть до отдания Пасхи.

 



 
PR-CY.ru