ВЕЛИКАЯ СУББОТА - Страница 7

В Святогробском Типиконе 1122 г. порядок служб Страстной седмицы соответствует ранней иерусалимской традиции, но основан на послеиконоборческой константинопольской лекционарной системе и включает развитую гимнографию. Впрочем, исследователям не известно, использовался ли этот Типикон в действительности, т.к. во время его написания храм Воскресения Христова принадлежал латинскому клиру, пришедшему в Иерусалим вместе с крестоносцами. Вечером в Великую пятницу за кувуклией служилась вечерня, совершавшаяся монахами-спудеями в скорбной обстановке, «сдержанно и с великим страхом». Эта вечерня специально открывала собой бдение в ночь с пятницы на субботу и была скромным повторением основной вечерни Великой пятницы, к этому часу уже совершённой патриархом и всем клиром. В конце к вечерне прибавлялось великое чтение, прекращавшееся после прибытия патриарха. Утреня Великой субботы начиналась с каждения и пения шестопсалмия «при молчании и великой тишине»; на «Бог Господь» – «седальны» (тропари). Затем пели канон утрени, состоящий из двух четверопеснцев (тот же, что указан и во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов). В Святогробском Типиконе канон имеет дополнительные богородичны во всех песнях, а первый ирмос канона (тот же, что и в позднейших книгах) никому не атрибутирован и имеет два дополнительных тропаря. Во втором часу дня ко Св. Гробу приходили «мироносицы» (особый церковный чин в Иерусалиме) и патриарх с клириками и готовили светильники к пасхальной службе; в это время пели канон и часы «поскору». Когда лампады были готовы, в них вливали елей и пели стихиру, затем следовали ектения и отпуст, после чего патриарх запирал кувуклию, и в храме гасили весь свет. Вечерняя служба начиналась в девятом часу дня. Патриарх и клирики, облачённые в белое, приступали к обычной воскресной вечерне: Пс. 103 (без каждения), «Блажен муж», «Господи, воззвах» с воскресными стихирами первого гласа (три воскресных, четыре восточных, догматик), вход и «Свете тихий», прокимен вечера субботы (Пс. 92). Далее читались пятнадцать паремий (те же, что и в Типиконе Великой церкви), после которых совершался чин возжжения свечи от святого огня. Патриарх кадил трижды храм и Св. Гроб, затем начинал петь «Господи, помилуй» и, поддерживаемый клириками, входил внутрь Св. Гроба, трижды падал ниц (то же делали и вошедшие вместе с ним клирики) и молился о себе и о народе, который в это время непрерывно взывал: «Господи, помилуй». Затем патриарх возжигал свечу от святого огня и передавал архидиакону, а тот выносил огонь народу. После этого совершалась процессия в базилику, во время которой пелись стихиры первого гласа, «Ныне отпущаеши», отпустительный «седален» (воскресный тропарь первого гласа) и, наконец, «молитва» патриарха, после которой он отправлялся крестить оглашенных. После крещения патриарх возвращался в базилику, и начиналась Божественная литургия. Патриарх возглавлял её только до херувимской, далее служил старший священник, а патриарх вместе с архидиаконом уходил ко Св. Гробу. Внутри кувуклии патриарх читал Евангелие (Ин. 20:1–18) и совершал на Св. Камне традиционную иерусалимскую литургию апостола Иакова, начиная с тропаря на умовение рук. В конце литургии читалась особая заамвонная молитва (начало: «Великого кита победивший, Боже, и в сердце земли отступника-дракона разбивший»). После отпуста «мироносицы» кадили внутри Св. Гроба и помазывали Св. Камень. Все выходили из храма, который оставался закрытым до пасхальной утрени. Исследователи говорят, что другое свидетельство об иерусалимской практике после XI в. содержится в сирийском мелкитском Апостоле. Вечером в Великую субботу после каждения патриарх читает молитву «Благословен Ты во храме святой славы Твоей», диакон возглашает (видимо, ектению), священник читает молитву «светов», патриарх зажигает свечу от свечи под престолом, от которой затем и все зажигают свечи и поют «Светися, светися»; совершается крестный ход. После возвращения – обычный прокимен вечера субботы, и начинаются чтения. Если кто-либо готов креститься, один из священников его крестит, и оба возвращаются при чтении Книги пророка Даниила. Совершается вход, диакон «возглашает» (очевидно, ектению), священник читает молитву Трисвятого (вместо Трисвятого – «Елицы во Христа»), и совершается литургия (чтения, как в Типиконе Великой церкви).

 



 
PR-CY.ru