ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 8

По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше других студийских памятников отражающему первоначальную практику константинопольского студийского монашества (и, в частности, употреблявшемуся в Русской православной церкви до рубежа XIV–XV вв.), утреня Великой пятницы имеет такой порядок: начальная часть (шестопсалмие, «Аллилуия» с тропарем); 15 антифонов и блаженны, перемежаемые Евангелиями «Страстей»; трипеснец и светилен; окончание утрени (без хвалитных стихир, но со стиховными); на первом Часе тропарь Часа заменяется особым (исполняемым с повторениями, по образцу так называемого тропаря пророчества), после которого читается двенадцатое Евангелие «Страстей» и следует окончание Часа и отпуст. Остальные Часы Великой пятницы совершаются каждый в своё время, с кафизмами; на всех Часах тропарь часа заменяется особым (исполняемым с повторениями) и читается Евангелие (Мк. на третьем, Лк. на шестом, Ин. на девятом); на шестом часе между тропарем и Евангелием вставлена паремия с двумя прокимнами (та же, что на тритекти Великой пятницы по Типикону Великой церкви). Последование же двенадцати тропарей и чтений Великой пятницы поётся в Великий вторник на третьем часе, который совершается без кафизм; последование поётся после обычного тропаря третьего часа и состоит из четырёх одинаковых частей, каждая состоит из трёх тропарей (с повторами), прокимна (в четвёртой части перед прокимном поётся еще и кондак Великой пятницы), паремии, Апостола, Евангелия (по одному из евангелистов (Мф., Мк., Лк., Ин) на каждой части); в конце бывают ектения и отпуст. Вечерню Великой пятницы Студийско-Алексиевский Типикон предписывает петь не в главном храме монастыря, а в одном из второстепенных, очевидно в связи с уборкой в главном храме. На вечерне поются шесть стихир, совершается вход, и бывают чтения (как в Типиконе Великой церкви), после которых совершается литургия Преждеосвящённых Даров. Повечерие в Великую пятницу сокращено – без шести начальных псалмов; о пении на повечерии какого-либо канона Типикон ничего не сообщает. Богослужебная традиция, представленная в раннем афонском Георгия Мтацминдели Типиконе середины XI в., а также в южноитальянском Мессинском Типиконе 1131 г. и других греческих литургических памятниках Южной Италии, основываясь на константинопольской студийской практике, вместе с тем несколько отличается от неё. В частности, службы Великой пятницы имеют ряд особенностей сравнительно со Студийско-Алексиевским Типиконом. На утрене, за начальной частью и первом Евангелием, следуют: 15 антифонов (в Типиконе Георгия Мтацминдели сохранились и псаломские стихи к антифонам, отсутствующие в большинстве позднейших памятников), сопровождаемые седальнами и пятью Евангелиями (после каждого третьего антифона), кондак с икосом, святоотеческое слово, блаженны, прокимен, седьмое Евангелие, Пс. 50 с припевами, восьмое Евангелие, трипеснец, девятое Евангелие, светилен, десятое Евангелие, хвалитны, одиннадцатое Евангелие, великое славословие, тропарь, ектении и отпуст. Таким образом, утреня имеет праздничное окончание. В Типиконе Георгия Мтацминдели выписан и иной (на выбор) вариант службы – с вседневным окончанием и пением как хвалитных, так и стиховных стихир. Двенадцатое Евангелие по Мессинскому Типикону читается после великого славословия и тропаря. По Типикону Георгия Мтацминдели двенадцать Евангелий вместо одиннадцати читаются только в случае окончания утрени по вседневному варианту. Согласно Типикону Георгия Мтацминдели, вечерня Великой пятницы, в соответствии с константинопольской практикой того времени, переходит в литургию Преждеосвящённых Даров. По Мессинскому Типикону, после Евангелия вечерни следуют сугубая ектения, «Сподоби, Господи», главопреклонная молитва и заключение вечерни от «Сый благословен». Таким образом, стиховные стихиры отсутствуют, что указывает на то, что обычай не совершать в Великую пятницу литургию Преждеосвящённых Даров начал распространяться в монастырях студийской традиции совсем незадолго до времени составления Мессинского Типикона. В обоих Типиконах число стихир на «Господи, воззвах» равняется шести, указаны вход и чтения – те же, что и в Типиконе Великой церкви.

 



 
PR-CY.ru