ВЕЛИКАЯ (Святая, Страстная) ПЯТНИЦА, Великий пяток - Страница 6

Там читается второе Евангелие (Ин. 18:1–28), и шествие отправляется на гору Св. Поклонения (место Гефсиманского борения Христа; во время шествия поются три антифона, а также седален). На горе читается третье Евангелие (Мф. 26:57–75), и все переходят в Гефсиманию (поются псалом, три антифона, седальны) и читают четвёртое Евангелие (Ин. 18:28–19:16). Из Гефсимании шествие отправляется (поются псалом, три антифона, седален) на место раскаяния апостола Петра, где читается пятое Евангелие (Мф. 27:3–32), а оттуда – в храм Св. Софии (поются псалом, последние три антифона, седален), где читают шестое Евангелие (Мк. 14:53–15:32). Во время шествия в главный храм поют псалом, блаженны (с тропарями) и кондак; в храме читают седьмое Евангелие (Мф. 27:33–54). Оставшаяся часть службы – стихиры, прокимен и «Всякое дыхание», восьмое Евангелие (Лк. 23:32–49), Пс. 50 со стихирой,  «Спаси Боже», трипеснец, девятое Евангелие (Ин. 19:25–37), хвалитные псалмы и стихиры, утреннее славословие («Слава в Вышних»), десятое Евангелие (Мк. 15:43–47), «Сподоби, Господи», стиховные стихиры, одиннадцатое Евангелие (Ин. 19:38–42), «Благо есть», Трисвятое и ектения – происходит на Голгофе. В конце утрени-бдения описан чин изнесения Креста, хранившегося за Голгофой: патриарх несёт Крест, а архидиакон, накинув патриарху на шею орарь, символически ведёт его, изображая тем самым ведение Христа на казнь. Во время изнесения поётся особая стихира, а после поставления Креста во св. Темнице совершается краткое последование: тропарь, прокимен (из Пс. 69), паремия (Зах. 11:10–13), второй прокимен (из Пс. 11), ектения и отпуст. Несмотря на то, что общая схема ночного шествия в Святогробском Типиконе в целом та же, что и в древней традиции, само последование существенно иное. Во-первых, древняя иерусалимская система семи евангельских чтений заменена новой, включающей одиннадцать Евангелий (в позднейших памятниках одиннадцать чтений для стройности дополнены ещё одним), причём общих чтений у двух систем всего три. При этом чтения древней иерусалимской традиции, начинаясь с Прощальной беседы (непосредственно продолжая тем самым литургию и чин умовения ног Великого четверга), заканчивались рассказом о суде у Пилата. Оставшаяся часть рассказа о «Страстях» (описание суда, Распятия, Крестной смерти, погребения Спасителя) прочитывалась уже днём, за следующей службой (напротив, система 11 (12) Евангелий представляет перед мысленным взором верующих всё повествование о «Страстях», Распятии и погребении Господа целиком). Во-вторых, в чине используется новая, по сравнению с древним Лекционарием, гимнография – обычные для послеиконоборческой византийской традиции стихиры, канон, седальны и проч., а также 15 антифонов, лишь условно напоминающие 15 гобал армянского Лекционария. В-третьих, чин, хотя и достаточно условно, вписан в обычное последование утрени по монашескому Часослову: по сути, вся утреня, кроме начальной части (шестопсалмие и «Аллилуия» с тропарём), совершается на Голгофе, во время последней из остановок. Наконец, к службе прибавлено последование во св. Темнице, тропарь, прокимны и паремия которого прямо восходят к Типикону Великой церкви. В отличие от бдения, где древняя иерусалимская система евангельских чтений заменена новой и к которому присоединена (в сокращённом виде) константинопольская служба дневных Часов со своей паремией (константинопольские паремии, Апостол, Евангелие использованы в Святогробском Типиконе, также и на вечерне Великой пятницы), на дневной службе (Часах) по Святогробскому Типикону сохранена древняя иерусалимская система дневных чтений Великой пятницы: не считая несколько мелких отличий, паремии, апостольские и евангельские зачала на Часах те же, что и в армянском и грузинском переводах Лекционария, причём сохранён даже порядок чтений. Однако чтения распределены по последованию, состоящему не из восьми (как в армянском Лекционарии) или двенадцати (как в грузинском Лекционарии), а из четырёх блоков, порядок каждого приближён к порядку обычного дневного часа по палестинскому Часослову; чтения дополнены особой гимнографией.

 



 
PR-CY.ru